На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темафон

1 059 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aryan
    Это НЕ НАШ СВЯТОЙ И НЕ НАШ ПРАЗДНИК!!Святой Валентин г...
  • Aryan
    Святой Валентин не различал гейлюбовь от гетеро! В то время на западе это было в порядке вещей! Он венчал ВСЕХ,по это...Святой Валентин г...
  • Игорь
    По предварительным данным, разведборт А-50 был уничтожен в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и пропал...Что известно на д...

Малоизвестные факты из биографии Михаила Пуговкина

Ироничная жизнь и игра великого актера.

Ученик электромонтера с тремя классами образования, фронтовик, отчисленный за неуспеваемость студент — все это факты из биографии Михаила Пуговкина, одного из самых популярных и любимых актеров советского кино.

Михаил Пугонькин — именно такой была его настоящая фамилия — родился в бедной семье из деревни Рамешки Костромской области. Сельская жизнь была тяжелой, работать на поле и огороде мальчик начал даже раньше, чем пошел учиться, а из-за необходимости постоянно помогать родителям бросил школу после третьего класса.

Когда будущему актеру исполнилось тринадцать лет, его матери потребовалось длительное лечение, и семья переехала к родственникам в Москву. Прибавив себе два года, Пуговкин устроился на тормозной завод учеником электромонтера, а после работы ходил в драмкружок при местном клубе. Именно там началась его счастливая актерская судьба.

Однажды на спектакль драмкружка попал главный режиссер Московского драматического театра — была такая практика: искать таланты среди любительских коллективов. Он заметил молодого человека и пригласил попробовать себя на сцене профессионального театра. Так Михаил оказался артистом вспомогательного состава театра на Сретенке.

Почти сразу же им заинтересовался режиссер Григорий Рошаль, увидевший в молодом актере харизму разудалого купца и пригласивший в свой фильм «Дело Артамоновых» на маленькую роль Степаши Барского. Съемки эпизода закончились 22 июня 1941 года, а через два дня актер ушел на фронт добровольцем.

Служил Пуговкин разведчиком в стрелковом полку, без единой царапины прошел тяжелые бои под Смоленском, а в 1942 году был ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение было серьезным — началась гангрена и встал вопрос об ампутации. Ему удалось уговорить хирургов полевого госпиталя попытаться спасти ногу: «Я же артист! Как же я работать буду!».

Ампутации удалось избежать, но на фронт он больше не вернулся — его сразу комиссовали. Из госпиталя Михаил вышел с фамилией Пуговкин — во врачебных документах была допущена ошибка.

В 1943 году Михаил Пуговкин вернулся в московский театр и поступил в Школу-студию при МХАТе. На экзаменах он читал лиричное произведение — пушкинскую «Ночь», и удивлялся, что приемную комиссию его серьезное исполнение очень веселит.

Во время учебы Пуговкин снимался в кино — с его участием вышли фильмы «Кутузов», «Свадьба» и «В шесть часов вечера после войны». Учеба давалась тяжело — сказывалось отсутствие образования.

На втором курсе актер «завалил» сессию — не сдал зачеты по марксизму, истории и французскому языку. За неуспеваемость был отчислен и отправился на службу в танковое училище, где стал ответственным за самодеятельность. Во МХАТе это засчитали за экзамены, и через год Пуговкин продолжил учебу.

В 1947 году Михаил Пуговкин первый раз женился — его избранницей стала актриса Надежда Надеждина. Свадьбы как таковой не было, молодые супруги вернулись в общежитие и отметили это событие кастрюлей фасолевого супа. По распределению уехали работать в мурманский театр Северного флота, а через год у них родилась дочь Алена.

Спустя двенадцать лет супруги развелись — одной из причин была тяга актера к алкоголю, которую с годами он поборол. К тому же Пуговкин оказался очень ревнивым человеком, и постоянно подозревал жену в неверности.

Вскоре после развода Надеждина уехала работать в Омский драматический театр, а дочь осталась в Москве — жила в ее комнате в коммуналке и поддерживала отношения с отцом. Актерскую профессию Елена Пуговкина не выбрала.

В 50-х годах Пуговкин стал популярным актером — он работал в Ленкоме и активно снимался в кино. Он очень часто появлялся на экранах в эпизодических и второплановых ролях, например, в массовке знаменитых «Кубанских казаков», но узнаваемость к нему пришла в 1955-м году после фильма «Солдат Иван Бровкин».

За десять лет вышло более двадцати фильмов с его участием, и актер понял, что совмещать театр и кино без ущерба у него не получится. Пуговкин принял решение оставить сцену ради экрана.

После увольнения из театра, Пуговкин был штатным актером сначала студии «Мосфильм», а потом — киностудии им. Горького. Кино захватило его полностью — режиссеры бились за то, чтобы он снялся в их фильме. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей.

Зрители обожали его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Шельменко из «Шельменко-денщика» и других героев, а сам актер считал самым счастливым творческим периодом работу с Леонидом Гайдаем — он снялся в шести его фильмах подряд.

Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм «Операция Ы, и другие приключения Шурика». Только что вышел детектив «Дело «Пестрых», где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он сыграет хулигана Верзилу. Но когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник!

Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актера так: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!».

Когда Гайдай взялся за «Двенадцать стульев», то опять просто прислал Пуговкину сценарий. Актеру такой подход вообще не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссер не скажет, в какой роли его видит сам. Так Пуговкин и стал отцом Федором.

На съемочной площадке его нарядили в настоящую церковную рясу и надели крест. Актер почувствовал себя неуютно и пошел к режиссеру: «Я человек верующий, у меня даже похолодела спина». На что Гайдай ответил, что он тоже верующий, поэтому «давайте перекрестимся и начнем снимать».

Самой сложной оказалась сцена с разрубанием стульев топором — стулья оказались очень прочными и «отец Федор» шесть часов рубил их на берегу штормящего моря! На этой сцене его продуло так, что актер несколько месяцев потом болел.

Съемки комедии «Спортлото-82» тоже не обошлись без происшествий. Михаил Пуговкин ездил на съемки с любимым литровым бидоном и кипятильником, и однажды он вскипятил воду и случайно вывернул весь бидон на себя. Съемки остановили на три недели — именно столько актер лежал в больнице.

После выписки он приходил на съемки забинтованным и поначалу не мог даже повернуться. Фильм «Спортлото-82» стал последним совместным фильмом Пуговкина и Гайдая.

В 1959 году актер женился второй раз. Во время гастролей он познакомился с певицей Александрой Лукьянченко, в то время он был веселым холостяком, она — замужней дамой на одиннадцать лет старше. Сопротивляться чувствам певица долго не смогла и вскоре ушла от мужа. Из роскошной квартиры в Каретном ряду она переехала к Пуговкину, в комнату в коммуналке. Они расписались и счастливо прожили более тридцати лет. В 1991 году Михаил Пуговкин стал вдовцом.

Актер с удовольствием снимался у сказочника Александра Роу — сказочные герои вообще занимали отдельное место в его фильмографии. Он сыграл царей в фильмах «Огонь, вода и… медные трубы», «На златом крыльце сидели» и «Варвара-краса, длинная коса», Атамана в «Золотых рогах», Воеводу в «Финисте — Ясном Соколе».

Роу очень сожалел, что они встретились только 1969 году — он был готов давать ему роли в каждом фильме, но успел снять только в четырех. Режиссер считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным!

Активно сниматься в кино Михаил Пуговкин закончил в 90-е годы, но тогда это была обычная ситуация для многих актеров. Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съемок не получил. Самым ярким проектом с его участием стали «Старые песни о главном», которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину еще раз сыграть одного из своих самых яркин персонажей — режиссера Якина.

В 1991 году актер переехал в Ялту, где основал Центр Михаила Пуговкина. В Центре проходили кинопоказы и встречи местных жителей не только с самим Пуговкиным, но и с его друзьями-актерами. Там же он женился в третий раз — его супругой стала администратор Союзконцерта Ирина Лаврова.

Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью! В одном из интервью он говорил: «Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать.

Помню, стояли мы с одним известным актером, к нам, как водится, подошел какой-то благодарный зритель. А мой коллега как шуганет его: «Уйдите отсюда!» Я поначалу опешил, а потом словно невзначай спрашиваю у него: «Вот курточка на тебе такая модная, кожаная, откуда она у тебя?» — «Купил». — «Так не забывай, что ты купил ее на деньги зрителей». Вот так я его, говоря шукшинским словечком, срезал. Кажется, он после этого что-то понял».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх