На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темафон

1 058 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aryan
    Это НЕ НАШ СВЯТОЙ И НЕ НАШ ПРАЗДНИК!!Святой Валентин г...
  • Aryan
    Святой Валентин не различал гейлюбовь от гетеро! В то время на западе это было в порядке вещей! Он венчал ВСЕХ,по это...Святой Валентин г...
  • Игорь
    По предварительным данным, разведборт А-50 был уничтожен в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и пропал...Что известно на д...

Канал имени Москвы

Не канал, а каналище — искусственная водная артерия от Волги (в районе Дубны) до Москвы поражает сейчас своей красотой и техническим совершенством. 90 лет назад, 15 июня 1931 года, на пленуме ЦК ВКП (б) по докладу Лазаря Кагановича о положении с водой в столице, было решено использовать ресурсы Волги для водоснабжения Москвы и других городов региона.

Строительство канала, известного сейчас как КИМ (канал имени Москвы) длилось 4 года и 8 месяцев. Другое название — «Канал на крови», по разным данным на его строительстве погибло более 200 тысяч человек. Впрочем, по данным санитарного отдела тех лет в больницах врачи официально зафиксировали смерть 22824 строителей канала — 88 человек на каждый километр.

Строили ударными темпами, что отразилось в названии одного из лагерей строителей ГУЛАГа «Темпы», трудились день и ночь — в память осталась платформа и одновременный посёлок «Трудовая Северная». Да и других отметин на берегах канала в память о «героическом» труде осталось с тех далеких уже времен немало. Но мало кто об этом уже и помнит.

Изначально имеющий нынешнее название канал имени Москвы протяженностью в 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, предназначался для пополнения столицы питьевой водой, а уж во втором предназначении — для судоходства. Вода из Волги, идущая в белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водоресурса Москвы. А еще, канал — это красивейшее место, где каждый его участок радует глаз, как с берега, так и с борта круизного теплохода.

Вот едешь, бывало, по участку дороги от Дмитрова до Дубны (ну, или в обратную сторону), высоченные березы здесь окружают трассу, красота необыкновенная. И вдруг, бац, параллельным с тобой курсом, на расстоянии всего-то метров в 50, плывёт белоснежный теплоход или баржа, доверху груженная песком. Такое ощущение, что сам качаешься на волнах и — протяни руку — дотронешься до борта судна.

А еще потрясающее зрелище, когда пятничным вечером выйдешь на берег канала в районе Икши, там, где его пересекает мост «третьей бетонки» возле железнодорожной станции «Морозки», и видишь сияющий огнями теплоход. Звучит музыка оркестра (видимо в записи), сидят за столиками парочки и веселые компании. И одинокая женщина, затерявшаяся на верхней палубе, машет тебе радостно рукой — то ли зовет к себе, то ли просто от избытка чувств радуется любому встречному на реке, пусть и с удочкой в руках.

Круизное движение на канале им. Москвы сейчас не такое интенсивное, как в первые годы его существования, когда пассажиры запросто добирались хоть до Твери, хоть до Санкт-Петербурга (тогдашнего города Ленинграда), через Волго-Балтийский канал. Пароходы бегали через эту водную артерию и на Большую Волгу, вплоть до Астрахани. Время было тогда не столь быстротечно, и неделя-другая в пути не вызывали особых неудобств. Тем более, что помимо каюты на судне путешественнику прилагался целый комплекс дополнительных услуг — рестораны, танцевальные площадки, места для отдыха на верхних палубах.

Соседка по даче, который находится в поселке «Речник-1» (это напротив посёлка Деденево), баба Соня, вспоминает, что раньше на канале судам и баржам было не протолкнуться. «Шли по воде днём и ночью, гудели своими сиренами постоянно, — вспоминает София Тимофеевна. — Еще когда мост в Морозках не построили, была тут у нас паромная переправа, чтобы перебраться в Деденево. Так порой добрый час приходилось ждать, пока баржы на шлюзе в Икше стояли, дожидаясь сброса воды. Сейчас поменьше стало, но нет-нет, да выйду на берег, провожу пароход взглядом».

Шлюзы — пожалуй, основная достопримечательность канала им. Москвы. Их одиннадцать, и практический каждый является архитектурной и исторической достопримечательностью. И если решиться на речное путешествие, то помимо потрясающей природы, пейзажи которой завораживают хоть летом, хоть уже и «золотой» осенью, можно внимательно присмотреться к шлюзам. Некоторые из них напоминают триумфальные арки, на одном, носящем название № 5, установлена скульптура «Девушка, несущая корабль». В архитектуре шлюза № 3 гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающих каравеллы Христофора Колумба.

Из более чем двухсот гидротехнических сооружений на канале наиболее грандиозным является Северный речной порт, который наконец-то реконструировали и придав былой блеск, добавили современного изыска. А вот на берегах самого канала поддержание технического состояния никогда и не прекращалось. Исправно работают бакены и светофоры, берега убирают от старых или мешающих навигации деревьев, шлюзы регулируют сброс воды. Это вообще потрясающее зрелище, когда она заходит и выходит в водоотводы — мощь невероятная! Течение под мостами в эти водохранилища напоминает в такие моменты горный поток. Этим приноровились пользоваться местные рыбаки, которые здесь подлавливают судака, который устремляется за мелкой рыбешкой в потоке.

Вообще рыбалка на канале — тема для отдельного обсуждения. Хищник, щука, держится в заливах-водоотводах, судак разбойничает на всей территории, но его наибольшая активность приходится на весну, когда нерестится уклейка. Осенью судак скатывается в Волгу, но в последние годы замечен и в заливах. Водится лещ и плотва, так что наиболее активных рыбаков здесь можно увидеть и зимой, на льду. Кстати, использование маломерных судов, моторных и весельных лодок, в период судоходства на канале категорически запрещён. Допускается использование «резинок» — надувных лодок в заливах или впадающих в канал рек, чем и пользуются местные рыбаки, принося домой вполне приличный улов.

А еще берега канала имени Москвы стали зоной размещения многочисленных домов отдыха, санаториев, рыболовных баз и дачных посёлков. Этот участок занимает протяженность от Клязьминского водохранилища до практически самого города Дмитрова. Места и впрямь потрясающие, их облюбовали в последние десятилетия как под размещение яхт-клубов, так и строительство частных домов, правда, не на самом берегу канала, а на берегу заливов и водохранилищ.

Вообще изначально канал Москва-Волга носил имя Сталина. Про Кагановича при официальном открытии в июле 1937-го уже не вспоминали. Сталин, к слову, канал поздней осенью 1941 года использовал как мощное оборонительное сооружение. Вначале в него «качнули» воду, затопив немецкие танковые дивизии под Яхромой, потом его осушили, превратив при наступивших морозах в огромный противотанковый ров. Канал сыграл большую роль в том, что наступление немцев на Москву со стороны Дмитрова было сорвано. Можно сказать, канал-герой.

В 1947-м, во время празднования 800-летия Москвы, Сталин отказался от своего имени — канал по его решению переименовали в канал имени Москвы. Тогда же в столице в районе Бескудниково появилась улица «800-летия Москвы» — самое сейчас «пробочное» место на Дмитровском шоссе из-за строительства метро. А вот канал — открыт на всех направлениях. И если в 2020-м здесь проход одинокой баржи был событием, то сейчас опять активно снуют теплоходы компании «Водоходъ». Многим проплывающим туристам, машущим селянам и дачникам на берегу, и неведомо, что берега эти обильно политы кровью его строителей. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх