На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темафон

1 058 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aryan
    Это НЕ НАШ СВЯТОЙ И НЕ НАШ ПРАЗДНИК!!Святой Валентин г...
  • Aryan
    Святой Валентин не различал гейлюбовь от гетеро! В то время на западе это было в порядке вещей! Он венчал ВСЕХ,по это...Святой Валентин г...
  • Игорь
    По предварительным данным, разведборт А-50 был уничтожен в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и пропал...Что известно на д...

Героические походы капитана Маринеско.

Почему герой-подводник не получил при жизни заслуженную награду.

8 мая 1997 года в Санкт-Петербурге открылся первый в стране музей подводного флота России. Ему было присвоено имя легендарного моряка-подводника Героя Советского Союза Александра Ивановича Маринеско (1913 — 1963). Героизм капитана советской субмарины состоит не только в том, что он уничтожил вражеские суда рекордного водоизмещения, но и реально повлиял на приближение Победы.

Капитан «Малютки»

Непривычная для русского уха фамилия Маринеско объясняется тем, что Александр Иванович родился в 1913 году в Одессе в румынско-украинской семье. С 13 лет его судьба была связана с морем. Вначале учился в школе юнг. Затем окончил Одесский мореходный техникум и к 1932 году дослужился до должности второго помощника капитана парохода «Красный флот».

В 1933 году его судьба переменилась — он был откомандирован на курсы комсостава ВМФ (тогда — РККФ). Затем прошел переподготовку в учебном отряде подводного флота и начал служить подводником. Вначале помощником командира на лодке Л-1 «Ленинец». А в 1939 году стал командиром лодки Балтийского флота М-96. Дизель-электрическая лодка, относившаяся к серии «Малютка», действительно, особой мощью не отличалась. Она имела подводное водоизмещение в 258 тонн, рабочую глубину в 50 метров, подводную скорость в 7,8 узла, надводную — 14 узлов. Экипаж состоял из 18 человек. Соответственно и вооружение было весьма ограниченным — 2 торпедных аппарата без запасных торпед и 45-мм пушка.

Однако «Малютки» оказались полезными на войне. Было построено 160 таких лодок. Они смогли потопить 61 судно противника. Одна такая победа принадлежит Маринеско. 12 августа 1942 года М-96 вышла в свой второй боевой поход. Чрез два дня лодка на линии Таллин — Хельсинки встретила финский транспорт «Хеллен», шедший под защитой военных судов сопровождения. Судно водоизмещением в 2 тыс. тонн было потоплено первой же торпедой. Корабли конвоя безуспешно пытались атаковать М-96 глубинными бомбами.

Спустя 3 месяца Маринеско опять отличился. Лодка вышла в Нарвский залив и высадила десант в расположении противника для операции по захвату шифровальной машины «Энигма». Машины в штабе не оказалось, но разведчики добыли представляющие большой интерес оперативные сведения. За эти две операции Маринеско был награжден орденом Ленина.

Новая лодка

В апреле 1943 года Маринеско в звании капитана третьего ранге был назначен командиром дизель-электрической подводной лодки С-13, на которой прослужил до июня 1945 года.

Это была уже значительно более серьезная субмарина, оснащенная шестью торпедными аппаратами с боекомплектом из 12 торпед, 100-мм пушкой и 45-мм зенитной пушкой. Ее подводное водоизмещение составляло 1070 тонн, длина — 78 метров, предельная глубина погружения — 100 метров. В экипаж лодки входили 46 офицеров и матросов. Подводная скорость равнялась 9 узлам, надводная достигала 19,5 узла.

Однако успехи лодок серии «С» во время войны оказались более скромные, чем у малюток серии «М». 30 воевавших «эСок» потопили 11 судов противника. При этом две самые крупные победы одержала лодка Маринеско.

В свой первый боевой поход на новой лодке Александр Иванович вышел в октябре 1944 года. При встрече с немецким транспортом «Зигфрид» С-13 атаковала его четырьмя торпедами. Однако они прошли мимо. Тогда лодка начала вести огонь из артиллерийских орудий, повредив судно. Позже оно было отбуксировано в порт и восстановлено лишь к концу войны. За эту операцию Маринеско был награжден орденом Красного Знамени.

Героический торпедный залп

Свою главную миссию Маринеско, человек неоднозначный, не отличавшийся высокой воинской дисциплиной, осуществил 30 января 1945 года. Именно этот день и сделал его «главным героем-подводником» страны.

С-13 неподалеку от Данцигской (Гданьской) бухты обнаружила громадный транспорт. Сомнений в том, что это военное судно, у моряков не возникло: оно было окрашено в серый цвет и на палубе находилась зенитная артиллерия. То был немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф», построенный перед войной. Лайнер, можно сказать, персональный Гитлера, с каютой для него. Гитлер лично присутствовал при спуске на воду «Вильгельма Густлофа».

Подойдя на расстояние в 4,8 кабельтовых, лодка выпустила в цель три торпеды, и все они цель поразили. Через 40 минут громадный, с 9-этажный дом, лайнер затонул. На судне находилось около 10000 человек, погибло более 6000.

http://1.bp.blogspot.com/-JRjqn0znUS0/UQj8b0yVqPI/AAAAAAAAAlY/UxfnF33vodA/s1600/wg_4.jpg

Состав пассажиров был «смешанным». Более половины были военными — женщины-военнослужащие, раненые и около полутора тысяч моряков-подводников, из которых намеривались сформировать экипажи семидесяти подводных лодок. Таким образом, по ВМФ Германии был нанесен серьезный удар, который его ослабил и в определенной степени приблизил Победу.

Половиной пассажиров были беженцы. В связи с чем «пересмотрщики результатов войны» в последнее время заговорили о том, что Маринеско совершил не подвиг, а военное преступление. Заявление абсолютно беспочвенное. Никаких признаков того, что это гражданское судно, перевозящее раненых и беженцев не было. Были как раз признаки того, что это именно военное судно. И преступление совершили немцы, которые в спешке не придали «Вильгельму Густлофу» корабли охраны. И перевозили на военном судне без должных опознавательных признаков вместе с военными гражданских лиц.

Цена подвига

10 дней спустя, 10 февраля 1945 года, Маринеско потопил торпедным залпом еще одно немецкое судно — «Генерал Штойбен», тоннаж которого составлял почти 15 тыс. брт (брутто-регистровый тоннаж, характеризующий вместимость всех помещений судна). Тоннаж «Вильгельма Густлофа» составлял 25 брт. Таким образом, Маринеско в сумме пустил ко дну 40 брт, что является абсолютным рекордом для подводного флота СССР. Его результат уступает лишь результату немца Вальтера Швигера, который во время Первой мировой войны потопил судов с суммарным тоннажем в 190 тыс. брт.

Александр Иванович Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако в последний момент звезду Героя заменили на орден Красного Знамени.

А затем на него обрушились злоключения. Его шестой поход, совершенный в мае 1945 года, был признан неудовлетворительным. На основании чего Маринеско понизили в звании до старшего лейтенанта и перевели служить на тральщик. А через полгода легендарного подводника и вовсе отправили в запас. Такой оказалась цена не только дисциплинарных прегрешений, но и частых конфликтов с начальством.

Звание Героя Советского Союза Маринеско все-таки присвоили. В 1990 году. Когда Александра Ивановича уже 27 лет не было в живых.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f08/0008d51f-c0b9fdff/img25.jpg

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх