На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темафон

1 058 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aryan
    Это НЕ НАШ СВЯТОЙ И НЕ НАШ ПРАЗДНИК!!Святой Валентин г...
  • Aryan
    Святой Валентин не различал гейлюбовь от гетеро! В то время на западе это было в порядке вещей! Он венчал ВСЕХ,по это...Святой Валентин г...
  • Игорь
    По предварительным данным, разведборт А-50 был уничтожен в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и пропал...Что известно на д...

Роковой поход субмарины: от «Сюркуфа» до «Курска»

Крупнейшие аварии на подводном флоте.

Роковой поход субмарины: от «Сюркуфа» до «Курска»

18 февраля 1942 года при загадочных обстоятельствах в Карибском море затонула французская дизельная лодка «Сюркуф». Во второй половине ХХ века на подводных флотах мира, прежде всего СССР и США, произошло более полутора сотен аварий. Большая часть из них привела к человеческим жертвам.

«Сюркуф», Франция

В начале 40-х годов «Сюркуф», имея подводное водоизмещение 4330 тонн, была самой крупной подводной лодкой в мире. Ее длина равнялась 110 метрам, а дальность плавания достигала 12 тыс. миль. Два дизеля мощностью 7400 л.с. каждый обеспечивали скорость хода в 18 узлов.

Это чудо французской военно-морской техники, принятое на вооружение в 1934 году, обслуживали 118 человек. Лодка имела оригинальное для такого типа судов вооружение. Помимо традиционных торпедных аппаратов и зенитной установки, на борту находился гидросамолет, плюс спаренная 203-мм пушка. Пушка располагалась в артиллерийской башне и могла вести огонь в полупогруженном положении лодки.

12 февраля 1942 года лодка держала курс на Панамский канал, чтобы перейти в Тихий океан. На субмарине был исправен лишь один двигатель, и она могла развивать скорость в 13 узлов. До канала не дошла, бесследно исчезнув в Карибском море. Ни причины катастрофы, ни ее места установить не удалось. Предположительно, она столкнулась 18 февраля с американским сухогрузом «Томсон Лайкс».

Одной из причин катастрофы явилось то обстоятельство, что после капитуляции Франции экипаж «Сюркуфа» был сформирован из французских моряков, прежде не имевших опыта службы на подводном флоте.

С-80, СССР

Дизельная лодка с ядерными крылатыми ракетами П-5. Подводное водоизмещение — 1430 т, длина — 76 м, предельная глубина — 230 м, подводная скорость — 10 узлов. Экипаж — 68 человек.

Ночью 26 января 1961 года лодка находилась в Баренцевом море. При волнении моря в шесть баллов и температуре минус 5 градусов С-80 занимала подводное положение на перископной глубине с работающим дизелем. Шноркель, труба для подачи воздуха к двигателю, был открыт. В первом часу ночи 27 января связь с лодкой прекратилась.

3 февраля рыболовное судно обнаружило аварийный буй подводной лодки. Поиски, продолжавшиеся до 16 февраля, результатов не дали.

Затонувшую лодку обнаружили лишь в июне 1968 года. Она была поднята с глубины 200 метров и отбуксирована в бухту Наша.

Наиболее вероятной причиной аварии стало заклинивание замерзшего клапана шноркеля при опускании лодки ниже перископной глубины. При этом система обогрева клапана горячей водой была отключена. В результате забортная вода начала заливать лодку.

Матрос, обнаруживший неисправность, остановил дизель и попытался вручную перекрыть вентиляционную систему. Он был прикомандирован с другой лодки, где вентиль перекрывался вращением рукоятки в противоположную сторону. И он не закрывал, а открывал клапан пока не согнулся шток.

В конце концов, лодка накренилась на 45 градусов, остановилась и начала двигаться назад до жесткого удара о грунт. Для всплытия не хватило запасов сжатого воздуха. Все 68 членов экипажа погибли.

Б-37, С-350, СССР

Чудовищные по масштабам аварии случаются не только в открытом море, но и когда лодки находятся в доке или у причала. Именно такая трагедия разыгралась 11 января 1962 года, когда дизельная лодка Б-37 проекта 641 стояла у пирса базы города Полярный (Мурманская область). Во время плановой проверки оружия и оборудования произошел взрыв всех 22 находившихся на лодке 522-мм торпед. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Погибли все 59 членов экипажа, даже те, кто находился в кормовых отсеках.

Б-37 стояла рядом с дизельной лодкой С-350 проекта 633, которая получила пробоину и тоже затонула. На ней погибли 11 человек.

В момент взрыва на пирсе проходили занятия по строевой подготовке. Погибли еще 52 матроса и мичмана. Таким образом, общее количество жертв составило 122 человека. По числу жертв это самая крупная авария на отечественном подводном флоте. И вторая в мировой истории.

Точная причина подрыва боекомплекта точно не была установлена.

Thresher (SSN-593), США

10 апреля 1963 года произошла первая крупная авария атомной подводной лодки. Она же стала и самой крупной по количеству жертв — погибли 129 человек. Thresher была принята на вооружение в качестве торпедной лодки в 1961 году. Под водой она имела скорость в 20 узлов. Ее подводное водоизмещение составляло 3420 т, а длина равнялась 85 м. Имела не самое мощное вооружение — 4 торпедных аппарата калибра 533-мм.

Лодка, являвшаяся первой в серии, не столько участвовала в боевом патрулировании, сколько подвергалась различным испытаниям. В тот роковой день она, выйдя в море в сопровождении спасательного судна, начала погружение на предельную глубину в 360 метров. На ее борту находилось 112 членов экипажа и 17 гражданских инженеров.

Погружение началось в 7:47. Полтора часа с борта лодки поступали сообщения о том, что операция проходит успешно.

В 9:13 поступило сообщение: «испытываю незначительные проблемы, возник дифферент на корму, пытаюсь продуть цистерны».

В 9:16 — «Предельная глубина».

В 9.17 послышался шум, который впоследствии был идентифицирован как треск разламывающегося прочного корпуса.

Лодка погибла на глубине 732 метра. Крупные фрагменты лодки опустились на глубину 2560 метров.

Существуют две версии причин аварии. Одна — некачественная сварка трубопровода забортной воды, и заполнение отсека водой. Вторая более замысловата. Но обе они должны были привести к аварийной остановке реактора, потере бортового электропитания и, как следствие, — к невозможности управления узлами и агрегатами. В частности именно поэтому не удалось продуть балластные цистерны.

После этой аварии была инициирована ревизия производства подводных лодок. Было выявлено множество случаев использования некачественных материалов и нарушений технологии. В связи с чем до нормализации производственных процессов было приостановлено строительство 31 американской субмарины.

К-129, СССР

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А затонула 8 марта 1968 года в северной части Тихого океана в 750 милях от острова Оаху на глубине 5600 метров. Погибли 98 человек.

Для того, чтобы поднять лодку с такой глубины, у ВМФ СССР не было необходимого оборудования. За СССР в 1974 году это сделали США в результате секретной операции ЦРУ «Проект Азориан». Операция тайно проводилась в международных водах и была замаскирована под геологоразведочные работы на морском шельфе.

Для этого было специально сконструировано и построено судно «Гломар Эксплорер», предназначенное для сверхглубинных работ. Оно было оснащено колонной, захватом и мощным подъемным механизмом. Американцам удалось тайно поднять для изучения носовую часть лодки.

В течении 30 лет информация была засекречена. При ее обнародовании в качестве наиболее вероятной версии гибели лодки был назван несанкционированный запуск двигателей двух ракет.

По заявлениям официальных лиц, тела шести советских моряков, обнаруженных в поднятых отсеках, были с воинскими почестями погребены в море.

Scorpion (SSN-589), США

Атомная подводная лодка, вооруженная торпедами с ядерной боеголовкой Mark 45 мощностью 11 кт, относилась к семейству Skipjack. Введена в строй в 1960 году. Погибла 21 мая 1968 года на глубине 3000 метров в районе Азорских островов. Жертвами аварии стали 99 моряков.

На поиск субмарины, продолжавшийся 5 месяцев, были брошены более 60 кораблей и 30 самолетов. Сначала удалось найти лишь немецкую подводную лодку, потопленную во время Второй мировой войны. Затем, в результате тщательного анализа записей сети гидроакустических станций противолодочной обороны, удалось обнаружить сигнал, характерный для разрушения прочного корпуса лодки. Был установлено место, где он был зафиксирован, благодаря чему район поиска сильно сузился.

Лодку обнаружило судно «Мизар», а обследовал батискаф «Триест-2». Предполагаемая причина аварии — взрыв торпеды. Но не с ядерной боеголовкой, а с тротиловой. На лодке имелись два комплекта различных торпед.

К-141 «Курск», Россия

Атомная подводная лодка с 24 крылатыми ракетами «Гранит» относится к проекту 949А «Антей». Была принята в состав Северного флота в январе 1995 года. Погибла 12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 километров от Североморска. Количество жертв — 118 человек.

Лодка выполняла учебную программу по запуску крылатой ракеты и торпедной стрельбе по отряду боевых кораблей.

В 11:40 предполагалась учебная атака эскадры, в которую входили авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный крейсер «Петр Великий».

В 11.28 акустик на крейсере зафиксировал хлопок, после чего «Петр Великий» немного «тряхнуло».

В назначенное время «Курск» не начал атаку. В 17.30, когда был запланирован сеанс связи с лодкой, она не вышла на связь. В 23.00 связь также не состоялось. Лодка была признана аварийной.

В 4:51 на следующий день гидроакустическая система «Петра Великого» обнаружила «Курск», лежащий на дне на глубине 108 метров.

Спасательные работы продолжались с 13 по 22 августа. Лишь 20 августа к ним были допущены норвежские моряки, обладавшие необходимой для этого техникой. Когда было понятно, что внутри уже нет никого в живых.

6 норвежских водолазов сделали три выреза в корпусе лодки, через которые российские водолазы извлекли несколько тел подводников и секретную документацию.

Операция по подъему «Курска» была проведена в октябре 2001 года.

Причиной аварии стал взрыв торпеды 65−76А «Кит» в торпедном аппарате № 4. От этого взрыва сдетонировал весь запас торпед в первом отсеке. От торпед этого типа, работающих на пероксиде водорода, на подавляющем большинстве флотов мира отказались еще в начале 60-х годов из-за опасности их эксплуатации, поскольку нередки случаи утечки взрывоопасного топлива.

Относительно причин подрыва первой торпеды мнения экспертов разделились. Среди них преобладают «ударные» версии, то есть столкновение «Курска» с каким-либо надводным или подводным судном, встреча с миной периода Второй мировой войны.

Характеристики К-141 «Курск»

Автономность плавания — 120 суток

Экипаж — 130 человек

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх