На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темафон

1 058 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aryan
    Это НЕ НАШ СВЯТОЙ И НЕ НАШ ПРАЗДНИК!!Святой Валентин г...
  • Aryan
    Святой Валентин не различал гейлюбовь от гетеро! В то время на западе это было в порядке вещей! Он венчал ВСЕХ,по это...Святой Валентин г...
  • Игорь
    По предварительным данным, разведборт А-50 был уничтожен в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и пропал...Что известно на д...

Февраль 41-го. В предчувствии войны.

Почему за четыре месяца до начала войны страну окутало облако слухов.

Генерал армии Георгий Жуков (справа) во время заседания Военного совета Западного фронта
Генерал армии Георгий Жуков (справа) во время заседания Военного совета Западного фронта (Фото: ТАСС)

Валерий Бурт

Февраль начинается с громкой новости: Георгий Жуков назначен начальником генерального штаба РККА вместо Кирилла Мерецкова. Первый был в почете — энергия била из него ключом, к тому же, известен на всю страну — генерал стал одним из творцов разгрома японцев на Халхин-Голе. Сталин Жукова если не любил, то уж точно уважал.

У другого генерала — Мерецкова, наоборот, дела были плохи. Причем, настолько, что все закончилось арестом, причем, на второй день Великой Отечественной войны. Он обвинялся по печально известной 58-й статье. Мерецкову вменялось в вину участие в антисоветской организации и в заговоре против существующего строя. Обвинение — сколь тяжелое, столь и нелепое — грозило расстрелом.

Однако, над генералом, вдоволь поиздевавшись, в сентябре сорок первого выпустили на свободу. Во-первых, Мерецков написал письмо Сталину, во-вторых, на фронтах дела были совсем плохи, и опытные военачальники были нужны позарез…

3 февраля НКВД был разделен на два ведомства — наркомат внутренних дел (глава — Лаврентий Берия) и государственной безопасности (Всеволод Меркулов). Берия получил еще один высокий пост — заместителя председателя Совнаркома. Отклик на это событие — в дневнике академика Владимира Вернадского: «Назначение Берия: генеральный Комиссар государственной безопасности — диктатор? В связи с упорными толками о безнадежном положении Сталина (рак?) и расколе среди коммунистов (евреи — английской ориентации, Молотов — немецкой?) — перед XIX съездом Коммунистической партии…»

Странная запись. Значит, ходили слухи о болезни Сталина? И очередной партийный форум собирались провести еще до войны? Но он состоялся лишь в конце 1952 года.

Чекисты не дремлют, однако… На московском заводе имени Горбунова обнаружена антисоветская листовка: «Товарищи, мы сейчас живем под гнетом, если раньше не сажали рабочих, то сейчас сажают за опоздание, гноят в тюрьмах, концлагерях. Труд человека ценят очень и очень плохо, у нас нет права на труд, на отдых, на образование. У нас пропала Конституция, остались одни указы, которые губят и превращают в ничто человечество…»

Задержали ли авторов «воззвания»? Вопрос без ответа.

И еще о слухах. В дипломатических кругах идут разговоры о близкой войне между СССР и Германией. «Авторы» слухов — греки Христос Диамантопулос, Пьер Депастас и Георгий Костаки. Аналогичное мнение высказывает посол Великобритании Стаффорд Криппс. Впрочем, это были уже не домыслы, а факты. Их подтверждала информация, регулярно поступавшая в Кремль. В частности, агент по кличке «Корсиканец», занимавший высокий пост в Берлине, сообщал, что немцы начали составлять топографические карты промышленных районов Советского Союза…

Люфтваффе, хотя и с меньше интенсивностью, продолжала бомбардировки Британских островов. О воздушных налетах советская печать сообщала коротко и бесстрастно. В качестве примера — информация из «Правды» от 20 февраля: «Английское министерство информации передает, что, по заявлению министерства внутренних дел и внутренней безопасности, в течение января во время воздушных налетов на Англию среди гражданского населения было убито 1502 человека и ранено 2012 человек».

У поэта Николая Тихонова есть стихотворение, в котором он сочувствует жертвам бомбардировок — британцам и намекает на то, что скоро подобное испытание придется пережить его соотечественникам:

«Сквозь ночь, и дождь, и ветер, щеки режущий,

Урок суровый на ходу уча,

Уходит лондонец в свое бомбоубежище,

Плед по асфальту мокрый волоча.

В его кармане — холодок ключа

От комнат, ставших мусором колючим,

…Мы свой урок еще на картах учим,

Но снится нам экзамен по ночам!"

Но это все будет потом. А как сейчас, в феврале сорок первого живет страна? Как обычно: дымят заводы, работают фабрики, ставятся производственные рекорды. Например, проходчик А.И. Мозырев обещал выполнить производственную программу не ниже чем на 300 процентов. Но требовал от начальства «своевременной подготовки рабочего места и обеспечения меня бурами и машинами».

Свое слово товарищ Мозырев сдержал, «работая двумя телескопическими перфораторами по методу Семиволоса-Янкина», он перевыполнил план — аж на 320 процентов! — и заработал за месяц 4330 рублей.

«Правда» сообщала, что Президиум Верховного Совета СССР переименовал по ходатайству руководящих советских и партийных органов Казахской ССР город Риддер Восточно-Казахстанской области в город Лениногорск. По сообщению той же газеты, кинематографисты Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Михаил Ромм, Александр Довженко, Сергей Юткевич и другие, готовясь к празднованию ХХIII годовщины Красной Армии и Военно-Морского Флота и 20-летию пограничных войск НКВД, дадут в феврале в подшефных воинских частях шесть тысяч киносеансов и две тысячи концертов.

В Москве прошла XVIII Всесоюзная конференция ВКП (б), на которой присутствовал Сталин. В докладе кандидата в члены Политбюро Георгия Маленкова были рассмотрены вопросы о возможном переводе промышленности на военные рельсы.

В Свердловском зале Большого Кремлевского дворца состоялось совещание военных летчиков и летчиков-испытателей. Нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин вспоминал: «Открыл совещание Молотов. Он сказал, что Центральный Комитет хочет знать мнение военных летчиков о новых самолетах. He скажу, чтобы сразу ринулись к трибуне желающие выступить, но постепенно разговорились… Когда выступления уже закончились, стал говорить Сталин. Он сказал, что старых машин мы больше не производим и тот, кто надеется продержаться на них, пусть откажется от этой мысли. На старых самолетах легче летать, но на них легче и погибнуть в случае войны. Выход только в быстром освоении новой техники, в овладении новым оружием».

На совещании Сталин рассказал об основных типах боевых самолетов военно-воздушных сил Германии, Англии, Франции и США. Он говорил об их скоростях, вооружении, боевой нагрузке и многом другом. При этом Сталин не пользовался записями, чем немало удивил специалистов".

Другое событие и иное свидетельство. Нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Малышев, побывав на вечере в Кремле по случаю 60-летия Климента Ворошилова, записал: «Несколько раз с тостами выступал тов. Сталин. В частности, он вновь возвратился к мысли о стариках и молодых. Он говорил, что «старики должны понять, что если молодых не допускать до руководства, то это — гибель. Мы, большевики, тем и сильны, что смело идем на выдвижение молодых. Старики должны охотно уступать власть молодым…»

В своей речи Сталин похвалил советскую дипломатию. Он назвал ее силой, «с которой нельзя не считаться при решении международных вопросов, и потому мы можем занимать нейтральную позицию, мы можем одерживать успехи в области внешней политики, потому что мы имеем могучую армию!»

…Начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта Франц Гальдер записывает в дневнике, что Гитлер озабочен силой русской авиации. «Столкновение является неизбежным. Если Англия будет ликвидирована, Гитлер уже не сможет поднять немецкий народ против России. Следовательно, сначала должна быть ликвидирована Россия…»

На публике Гитлер говорил другое. «Мы никогда не ставили себе таких целей — 1 марта или 15 июня должно произойти то-то и то-то, — сказал он, выступая в рейхстаге. — Это знают только журналисты наших врагов. Во время войны они неоднократно предсказывали поражение Германии. Осенью они говорили: если теперь не произойдет высадки войск, то все будет в порядке; весной 1941-го Англия начнет наступление на континенте. Я продолжаю ждать этого английского наступления. Они перенесли его в другое место. Мы должны их бить там, где мы их найдем. И мы их найдем, куда бы они ни направлялись. Мы застанем их там, где удар будет для них наиболее уничтожающим…»

В конце Гитлер произнес таинственную фразу: «Нам предстоит новый год борьбы. Мы знаем, что он принесет с собой великие решения, и с уверенностью смотрим в будущее».

Советский народ тоже не унывал. И порой посмеивался. Например, над этой информацией. «Вечерняя Москва» сообщила, что льдиной, упавшей с крыши корпуса «Б» дома № 2/14 по Брюсову переулку, был убит вышедший из подъезда гражданин Абрамович. Остряки шутили, что в столице развелось столько евреев, что даже куску льда негде упасть.

Февраль сорок первого выдался в Москве не слишком холодным — средняя температура месяца -10 градусов. Лесные массивы в столице и в Подмосковье заполнены лыжниками. В Парке Горького, на Чистых и Патриарших прудах — тогда последние назывались Пионерскими — гремит музыка, в пелене снежинок летают фигуры конькобежцев.

В разгаре матчи на Кубок СССР по хоккею с мячом — время его «родственника» с шайбой наступит после войны. Московские динамовцы безжалостно громя своих соперников, движутся к финалу. И лишь «Спартак» оказал упорное сопротивление бело-голубым, но все равно не устоял — 2:3…

Футбольный сезон стартует в апреле, но футбольные новости появились в феврале. В канун 20-летия со дня установления советской власти в Грузии Президиум Верховного Совета СССР наградил двух лучших футболистов республики Бориса Пайчадзе и Гайоза Джеджелаву орденами «Знак Почета».

Готовятся к сезону футболисты ЦДКА. Но они не только отрабатывают технику и удары по воротам, но и учатся… технике штыкового боя. Неужели собираются применить эти навыки на поле? Только на каком — футбольном или бранном?

Еще одна новость — странная. В командах ликвидировали должность врачей. Согласно положению о чемпионате страны 1941 года, медицинскую помощь должна обеспечивать «физкультурная организация, на поле которой происходит соревнование». Интересно, а кто лечил футболистов от ушибов и травм? Может, они исцелялись в районных поликлиниках?

В феврале Корней Чуковский записал в дневнике: «Позвонил дней пять назад Шолохов: приходите скорей. Я пришел: номерок в „Национале“ крохотный (№ 440) — бешено накуренный, сидят пьяный Лежнев (И.Г. Лежнев — публицист, критик — В.Б.), полупьяная Лида Лежнева и пьяный Ш-в… Но больно б. видеть Ш-ва пьяным, и я ушел. Сегодня я утром зашел к нему… Принял меня чудесно; говорили о детской л-ре. Оказывается, он читает все — и „Мурзилку“, и „Чиж“, и „Колхозные ребята“… Согласился написать для наших учебников и об охоте и о гражданской войне…»

Кипят стройки века. В Москве возводят фантасмогорический Дворец Советов с гигантской фигурой Ленина на вершине и помпезный стадион имени Сталина, предназначенный не только для спортивных состязаний, но и для военных парадов — демонстрации непоколебимой мощи СССР. Пока в нее верит и сам вождь, и миллионы его подданных…

В заключение любопытная, перекликающаяся с нашим временем, информация. «Известия» сообщали о курсе иностранных валют. За американский доллар давали 5,30 рубля, английский фунт стерлингов стоил 21,38 рубля, а 100 германских марок оценивались в 212 рублей. Впрочем, эти данные не имели никакого значения. Купить иностранную валюту было невозможно. Да и зачем она была советскому человеку?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх