Крылатые ракеты, которых больше всего боятся американские адмиралы.
Так, ракету Х-22 «Буря», которой вооружены стратегические ракетоносцы Ту-22М3, Горка относит к классу «убийц авианосцев». Выпущенная с дистанции до 600 км, она способна оставить в авианосце пробоину размерами 5×5 метров, а кумулятивная струя выжигает все внутри на глубину до 12 метров. Такие повреждения являются «несовместимыми с жизнью» для любого надводного корабля.
Кондиции «Бури» впечатляющи. Фугасно-кумулятивная боевая часть весит почти тонну. Есть модификация со специальной БЧ мощностью от 350 кт до 1 Мт. Длина — 12 метров. Стартовая масса — почти 6 тонн. Вес топлива — 3 тонны. Система наведения совмещает инерциальную систему управления и пассивную радиолокационную головку самонаведения. Крейсерская скорость полета — 3500 км/ч, при пикировании на цель — 4000 км/ч.
Однако есть два момента, которые не позволяют относить Х-22 к идеальному оружию. И это связано с тем, что ее разработка началась в далекие пятидесятые годы, когда в ракетостроении использовались исключительно жидкостные реактивные двигатели, которые давали максимально возможную тягу. Более того, о капсулировании топлива и окислителя тогда еще не задумывались. В связи с чем ракету перед боевым вылетом заправляли высококипящими компонентами. А в Х-22 в качестве топлива используется ядовитый гептил.
И еще один момент. В 60-е годы радиоэлектронной борьбе не придавали большого значения. Поэтому Х-22, принятая на вооружение в 1971 году, не была способна с высокой степенью гарантии преодолевать систему ПРО противника в условиях сильного помехового противодействия, без которого сейчас не обходится ни одна высокотехнологичная оборонительная военная техника. Считалось, что вполне достаточно громадной на тот момент скорости, благодаря которой ракета останется неуязвимой.
Однако в прошлом году была принята на вооружение глубокая модернизация этой ракеты, получившая индекс Х-32. От базовой модели сохранились лишь массо-габаритные характеристики. «Начинку» ракеты практически полностью поменяли. Более экономичный и при этом более мощный двигатель позволил увеличить дальность ракеты до 1000 км. Маршевая скорость возросла до 4000 км/ч, финишная, при пикировании на цель, — до 5400 км/ч. Профиль полета предполагает подъем ракеты на высоту в 40 км, откуда она пикирует на цель под большим углом. За счет внедрения комплекса РЭБ Х-32 трудноуловима для современных комплексов ПРО. Вероятность поражения цели одной ракеты достигает 0,80−0,82.
Х-32 — это не чистая противокорабельная, а универсальная крылатая ракета «воздух-поверхность». Часть усовершенствований системы управления к использованию ракеты на море не относится. В частности, появилась коррекция полета «по карте». То есть высотомер отслеживает рельеф местности и сравнивает его с картой высот территории, над которой проходит полет ракеты.
Поскольку ракета совсем новая, то ее боевые возможности полностью не раскрываются. Известно лишь об использовании ядерной боевой части. Сведений о фугасно-кумулятивной нет.
Х-32 — это не единственное российское оружие, которое претендует на звание «убийцы авианосцев». До сих пор сохраняет актуальность принятая на вооружение в 1984 году сверхзвуковая крылатая ракета «Гранит». Она используется как на надводных кораблях, так и на подводных лодках. Эта КР «солиднее», чем Х-32, — стартовая масса равна 7 тоннам. БЧ как обычная, так и ядерная, — до 500 кт. Максимальная скорость — 2,5 М. Дальность в зависимости от траектории — от 200 км до 600 км.
«Гранит» имеет целый ряд достоинств. Во-первых, атака производится массированно, поэтому несколько ракет способны прорвать противоракетную оборону. Во-вторых, благодаря большому объему электроники, имеется комплекс РЭБ, периодически модернизируемый. Также ракеты хранят в памяти облики кораблей и выбирают исходя из этих «знаний» главное направление удара.
В-третьих, в полете ракеты обмениваются между собой информацией, распределяя цели для атаки. То есть обладают «интеллектом стаи». В-четвертых, целеуказание ракетам осуществляется при помощи комической группировки «Лиана», а также береговых загоризонтных РЛС типа «Подсолнух» и самолетов дальнего радиолокационного обзора.
Продолжением «Гранита» на более современном технологическом уровне являются совсем «свежие» ракеты «Оникс». Они предполагают как морское (надводное и подводное) базирование, так и воздушное. То есть, сохранены все достоинства «Гранита». Но скорость несколько возросла. И изощреннее стали алгоритмы прорыва ПРО противника.
Однако ударная мощь одной ракеты сократилась за счет того, что масса «Оникса» составляет 3 тонны. Соответственно снизилась и масса БЧ до 300 кг. Уменьшилась и дальность полета. При низкой траектории на высоте в 10 метров она равна 120 км. При высотном полете достигает 500 км. При комбинированной траектории — до 300 км. Стрельба с расстояния в 120 км может использоваться при столкновении с заведомо более слабым противником. При борьбе а авианосцами такие маневры опасны, поскольку они происходят в непосредственной близости от зоны противоракетной и противолодочной обороны.
К «убийцам авианосцев» порой относят еще две ракеты — Х-35 и противокорабельную модификацию популярного «Калибра». Обе ракеты дозвуковые, но «Калибр» на конечном участке траектории разгоняется до сверхзвуковой скорости в 3 М. Ракеты современные. Они обладают всеми актуальными средствами для прорыва ПРО противника, среди которых малозаметность, энергичное маневрирование, средства радиоэлектронной борьбы, низкий полет.
К достоинствам этих двух ракет относится их универсальность. Целый ряд модификаций используется и на подводных лодках и надводных кораблях, на самолетах и вертолетах, в наземных ракетных комплексах. Однако по причине умеренной мощности боевых частей — 150 кг у Х-35 и 200 кг у «Калибра» — потопить авианосец при их помощи затруднительно. Их «компетенция» — корабли водоизмещением до 5 тыс. тонн.
Свежие комментарии