Референдум в Каталонии — часть американского плана по расколу Старого Света?
Активное обсуждение темы отделения Каталонии на российском телевидении лежит на совести руководителей каналов и является их частным мнением. Неспроста депутатов ГД, собравшихся было лично поддержать испанских сепаратистов, отговорили от опрометчивого шага их более дальновидные коллеги: из-за действий отдельно взятых политиков могли бы серьезно пострадать отношения России и Испании. Вместо этого активисты из ГД могли бы прибыть в Испанию и поделиться российским опытом сдерживания сепаратизма, которого у нашей страны предостаточно.
Тысяча и одна возможность
Конечно, испанские власти могли бы отбить у каталонцев стремление к независимости, не применяя открытую силу. Тем более, возможностей хватает, и некоторые весьма успешно применялись в России.
В апреле 1994 года в Москве узнали, что мэр Виктор Черепков якобы собрался объявить Владивосток вольным городом и обратился за помощью к Японии. Москва решила подстраховаться и оперативно обвинила градоначальника во взяточничестве (по такому же сценарию действовали испанские власти, убрав из правительства «сепаратиста» Артура Маса). Держать в заключении популярного политика было не за что, и он на некоторое время «исчез с радаров» не без помощи местных криминальных авторитетов. Через несколько месяцев, когда накал спал, уголовное дело было прекращено, и Черепкова отпустили на волю.
Похоже, в Каталонии можно разыграть тот же сценарий: глава местного правительства Карлес Пучдемон явно затягивает с оглашением итогов голосования. Глава парламента автономии Карме Форкадель вполне могла бы предъявить ему претензии.
Стремление к независимости можно отбить и другими способами. К примеру, власти могли бы устроить внезапный ремонт в аэропорту Барселоны — второму по пассажиропотоку в стране. Воздушная гавань принадлежит компании ENAIR, которой, в свою очередь, владеет правительство Испании, а не автономии. Стоит Мадриду захотеть, Каталония погрузится в транспортный коллапс, и сепаратистские устремления отойдут на второй план. Проблемы возникнут и в туристической сфере, а туризм является одной из важнейших статей дохода автономии. Стоит отметить, что железнодорожный вокзал Барселона-Сантс тоже испанский, и выведение его из строя, по всей вероятности, не самым лучшим образом отразится на финансовом положении Каталонии. Так же можно поступить и с морским портом.
Есть и вовсе варварский способ показать, что отделяться Каталонии не с руки. Стоит запретить именитой «Барселоне» играть в испанском чемпионате, как горячие футбольные фанаты сами «вынесут» Пучдемона.
Между тем, все перечисленные выше рекомендации, вероятно, уже не актуальны: премьер Испании Мариано Рахой уже предпринял нечто подобное — как еще можно объяснить проволочки с оглашением итогов референдума? Скорее всего, зря Россия перенимает зарубежный сомнительный опыт. Как показывает опыт уличных боев в испанской автономии, силовые структуры малоэффективны в вопросе обуздания сепаратизма.
Разделяй и властвуй
Понятно, что не стоит даже пытаться проводить параллели между ситуацией в Каталонии сейчас и в Крыму образца весны 2014 года. Ни тогда, ни в 90-х жители полуострова не думали создавать независимое государство. Цель была иной — стать частью России. Каталония, в свою очередь, хочет стать отдельным государством и запускает процессы, способные пошатнуть не только Испанию, но и всю Европу в целом. К каким последствиям это приведет?
Владимир Путин назвал распад СССР величайшей трагедией XX века и был прав. Россия не желает Европе развала по схожему сценарию, но это может быть на руку США. Вошедшему в историю «плану Маршалла» (программа послевоенного восстановления Европы) предшествовал не столь известный, но куда более радикальный сценарий. Глава Минфина США Генри Моргентау в 1944 году на конференции в Квебеке заявил, что Германию необходимо разделить на несколько маленьких государств во избежание новой войны. В поддержку этого предложения высказались Черчилль и Рузвельт, однако Сталин был против. От такого варианта развития событий пришлось отказаться, но экс-президент США Герберт Гувер еще долго не мог забыть эту идею.
В 50-е годы с подачи Гувера в США был разработан план по дроблению крупных европейских стран на мелкие с целью установления контроля над континентом. Казалось бы, через несколько десятилетий США похоронили свой план, но, как недавно отметила газета «Версия», не тут-то было.
Баски подтянутся
Стоило бы разобраться, почему из всех испанских автономий, которых в составе страны насчитывается четыре, первой о независимости заговорила именно Каталония. Статус, которым обладает область, в теории позволяет отделиться от королевства. Такими же правами наделена Страна басков, националисты, проживающие в этой автономии, мирными выступлениями никогда не ограничивались. Кроме того, с 1961 по 2011 год радикально настроенные жители автономии вели против испанских властей партизанскую войну. Боевики ЭТА терроризировали присланных из Мадрида чиновников, а сейчас автономией управляет Баскская националистическая партия, которая открыто выступает за отделение от королевства. Несмотря на это, бунт поднялся именно в Каталонии.
В чем секрет? Как оказалось, все довольно просто: за пятьдесят лет ни ЦРУ, ни «негосударственные фонды» США так и не смогли установить контакты с ЭТА, хотя попытки неоднократно предпринимались. Местный правозащитник Ману Арамбуру отмечает, что американцы предлагали баскам деньги, негласную политическую поддержку и другие приятные бонусы в обмен на лояльность, однако ЭТА так и не пошла на сотрудничество. Противостояние с Мадридом воспринимается басками как личная война, в которую не должны вмешиваться сторонние силы.
Каталонцы оказались более сговорчивыми. Возможно, потому что испанского в этой области не так уж много. К примеру, здесь запрещено традиционное развлечение — коррида, и разрешены легкие наркотики (немыслимая вольность с точки зрения Мадрида). Особенностью автономии является широкое использование местного языка наряду с испанским.
В итоге на сегодняшний день на примере Каталонии мы видим реализацию американской идеи, зародившейся в 40−50-х годах XX века. Сначала от Испании отколется кусок в виде Каталонии, потом положительный пример вдохновит басков, а там недалеко до отделения Валенсии и Андалузии. Такой вариант развития событий вполне реален, так как местные радикальные партии уже находятся в боевой готовности.
Франция и Германия больше не смогут навязывать свою волю всей Европе, а если попробуют — референдум, подобный каталонскому, может пройти, к примеру, в Баварии или вовсе в Эльзасе. Тогда у Парижа и Берлина вновь появится повод столкнуться лбами. А профит, как любят говорить пользователи соцсетей, достанется американцам. Ведь расколотая и слабая Европа неизбежно будет послушной…
Свежие комментарии