
Нынешний конфликт в Кашмире с нанесением карающего авиационного удара индийских ВВС по базе боевиков «Джаиш-е-Мухаммад», в очередной раз продемонстрировал, что источник напряженности здесь будет существовать достаточно долго. Кашмир — это такая спорная территория площадью более чем в двести тысяч квадратных километров, за которую между Индией и Пакистаном было как минимум три войны и сотни мелких вооруженных столкновений.
Суть не в этом, Индия продемонстрировала сейчас гораздо больший военный потенциал, отправив на «операцию возмездия» и ликвидацию последующих террористических угроз 12 многоцелевых истребителей Mirage-2000 (французского производства), которые в щепки разнесли базу боевиков. Пакистан на ответные меры не пошел — там дефицит с вооружениями.
Москва, тогда еще в лице СССР, и ранее поставляла Исламабаду ряд вооружений. В конце 1960-х Пакистану было продано несколько сотен средних танков Т-54/55, а также большая партия гранатометов РПГ-7. В 80-х эта практика прекратилась, но уже после 1996 года Россия продала Пакистану около 70 военно-транспортных вертолетов Ми-17, которые до сих пор стоят на вооружении. Известно и о других менее значимых контрактах, связанных с поставками стрелкового вооружения и боеприпасов к ним. «Засекреченным» можно посчитать и контракт на поставку российских авиационных двигателей, которые попадали в Пакистан через Китай и их ставили на истребители бомбардировщики китайско-пакистанской разработки.
Торговля оружием (военно-техническое сотрудничество) с Пакистаном активизировалась с 2014 года и уже в скором времени Исламабаду были поставлены вертолеты Ми-35 (ударные) и Ми-171 (транспортные). Возник интерес к артиллерийским системам, средствам ПВО, ПТРК (противотанковым ракетным комплексам) и ряду других вооружений. Поначалу — в небольших количествах, но просматривалась намечающаяся перспектива в сотрудничестве, и Россия стала рассматривать Пакистан как потенциального покупателя своих вооружений. Особенно с учетом того, что США свернули здесь свою активность.
Пакистан сейчас, в особенности на фоне непрекращающегося конфликта с Индией в Кашмире, внимательно присматривается к российским вооружениям. Исламабад еще до последнего обстрела индийскими ВВС подконтрольной ему территории заявил о намерении нарастить военно-техническое сотрудничество с Москвой и готов сделать «заказ». Пакистану привлекательны российские истребители, танки, системы ПВО. Особый интерес вызывают многофункциональные истребители Су-35, ударные вертолеты Ми-28, танки Т-90МС, средства противовоздушной обороны малого и среднего радиуса действия «Тунгуска», «Бук» и др. И Россия готова предоставить Пакистану полный пакет этих вооружений.
Экспортный портфель закупок вооружений Индии в России снизился с 30% в 2013 году до 16% в 2018-м. «Рособоронэкспорт» имел на конец 2016 года обязательств перед Индией на сумму 4,6 миллиарда долларов, а на прошлый год новых контрактов было заключено лишь на два миллиарда.
Нет, мы не теряем окончательно Индию как торгового партнера и союзника, в том числе по закупкам вооружений, но, как видится, и от выгодных контрактов с Пакистаном отказываться не станем. Тут нужно принимать во внимание, что и подписанный еще в 2014 году договор о двустороннем военном сотрудничестве (во время визита в Исламабад министра обороны Сергея Шойгу), носит не только «коммерческую» основу. В первую очередь это противостояние с США в регионе, где Пакистан занимает немаловажное место. Американцы отдалились — пришли русские. Все закономерно.
Свежие комментарии