На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темафон

1 059 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aryan
    Это НЕ НАШ СВЯТОЙ И НЕ НАШ ПРАЗДНИК!!Святой Валентин г...
  • Aryan
    Святой Валентин не различал гейлюбовь от гетеро! В то время на западе это было в порядке вещей! Он венчал ВСЕХ,по это...Святой Валентин г...
  • Игорь
    По предварительным данным, разведборт А-50 был уничтожен в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и пропал...Что известно на д...

Скандалы, критика и угрозы Гитлера: непростая история Эйфелевой башни

Париж, как и Франция в целом, на протяжении десятилетий ассоциируется с Эйфелевой башней. Однако в конце XIX века общественность не ликовала по поводу ее строительства, а власти Парижа планировали демонтировать объект. Простые горожане и видные деятели архитектуры критиковали Эйфеля в прессе и отпускали нелестные комментарии в адрес сооружения. Однако критика не остановила инженера в реализации задуманного, а всемирный успех башни подарил ему почетную награду страны.

Строительство башни было приурочено к Всемирной выставке 1889 года, на которой страны должны были продемонстрировать технологические и инженерные достижения. Властям представили 107 проектов возможных сооружений, однако право на реализацию получила амбициозная для того времени задумка французского инженера Гюстава Эйфеля и его коллег. Они решили возвести 300-метровую башню из металлических балок на каменных постаментах. Массивные колонны должны были сужаться к вершине, образовывая подобие луковицы. Перед началом работ Эйфель вместе с городскими властями договорился, что через 25 лет башню демонтируют.

Строительство башни началось в январе 1887 года, в нем приняли участие около 300 специалистов. Работы начались с возведения фундамента, было подготовлено каменное основание, на котором затем устанавливали колонны. Его расположили на утрамбованном гравии чуть ниже уровня земли. Первый этап завершился через пять месяцев. В июле 1887 года рабочие начали монтировать четыре столба.

На монтаж металлических частей понадобились рекордные для подобного сооружения 22 месяца. Процесс ускорили точные расчеты до десятых долей миллиметра. Процесс облегчило и то, что все детали были заранее изготовлены на заводе Эйфеля в городе Леваллуа-Перре. В общей сложности было сделано 18 тысяч элементов, ни один из них для удобства работ не весил более трех тонн. Части соединялись крепежами-заклепками, которые обеспечили прочность конструкции.

К апрелю 1888 года строители возвели первый уровень башни. Этап был одним из самых сложных, так как от прочности наклона нижнего этажа зависела устойчивость всей конструкции. Для работ потребовались 30-метровые деревянные леса. Через несколько месяцев рабочие приступили к строительству второго уровня и уже не могли обходиться только лесами. Тогда в качестве подъемных устройств были придуманы мобильные краны, которые двигались по рельсам — установку балок можно было регулировать с точностью до миллиметра. Спустя время в башне появились лифты.

Работы полностью завершились в конце марта 1889 года за несколько месяцев до выставки. В общей сложности строители использовали 2,5 миллиона заклепок, 7,3 тысячи тонн чугуна и 60 тонн краски. Эйфель уделял большое внимание вопросам безопасности — за время строительства, длившегося больше двух лет, на площадке не произошло ни одного несчастного случая со смертельным исходом. Вскоре башня обрела широкую известность и стала местом притяжения. За возведение объекта Эйфель был удостоен Ордена Почетного легиона — награда считается во Франции высшим знаком признания особых заслуг.

Строительство, а в дальнейшем и широкая популярность Эйфелевой башни были восприняты неоднозначно, а в определенных кругах вызывали ожесточенную критику. Еще на этапе проектирования создателей обвиняли в неэлегантности формы сооружения. В 1887 году в известной парижской газете Le Temps было опубликовано послание «Комитета трехсот», который получил такое название из-за высоты башни. Выдающиеся деятели культуры обратились к местным властям со словами: «Мы протестуем, что есть сил, со всем негодованием от имени попранного французского вкуса против установки этой бесполезной и монструозной Эйфелевой башни». В прессе стали появляться карикатурные изображения Эйфеля и едкие стихотворения.

Однако работы не были прекращены, а башня продолжила получать нелестные отзывы и после завершения строительства. Во Франции стали рассказывать историю про знаменитого новеллиста и поэта Ги де Мопассана, который, несмотря на неприязнь к сооружению, часто обедал в ресторане башни. В ответ на язвительные замечания Мопассан говорил, что посещает башню, потому что «это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно».

С начала XX века на перилах первого уровня башни Эйфель выгравировал имена выдающихся ученых и инженеров Франции, а также тех, кто помогал в возведении сооружения. В числе 72 имен оказались фамилии знаменитого математика Жозеф Луи Лагранжа, создателя первых французских линий железных дорог Жюля Петье, изобретателя тросовых мостов Марка Сегена и других. При выполнении задачи Эйфель был ограничен длиной слов — имя должно было содержать максимум 12 символов. В итоге инженеру пришлось отказаться от части имен, среди 72 фамилий также не увековечена ни одна женщина.

Изначально власти Парижа не планировали оставлять башню навсегда, а только хотели продемонстрировать прогресс страны. Эксперты считают, что от демонтажа башню спасла установка на ней радиоантенны в 1908 году. Оттуда можно было подавать сигнал на шесть тысяч километров. Во время Первой мировой войны сооружение стало важным пунктом перехвата сообщений о наступлении немецких солдат.

Башня частично пострадала, когда Париж был оккупирован фашистами во время Второй мировой войны, — нацисты перерезали кабели лифтов. В июле 1940 года в Париж приехал Адольф Гитлер. Тогда же он сделал знаменитый кадр на фоне достопримечательности. Французская столица поразила диктатора, поездку он назвал «лучшим моментом» в своей жизни.

Спустя четыре года после путешествия Гитлер приказал генералу Дитриху фон Хольтицу, который считался комендантом Парижа, в случае приближения противников уничтожить знаменитые места столицы — Хольтицу необходимо было взорвать и Эйфелеву башню. Однако военный ослушался Гитлера и не выполнил приказ, сохранив наследие Франции. Позже генерал получил неофициальное прозвище спасителя Парижа.

Особая атмосфера вокруг башни возникает в вечернее время суток, когда на ней с помощью датчиков наступления темноты загораются 336 проекторов с лампами высокого давления. Их периодически заменяют более технологичными вариантами, чтобы снизить потребление электроэнергии. Освещение башни начало работать с 1985 года, традиционно огни светятся золотистым светом. Однако оттенки могут менять, символизируя важные события. Каждый октябрь сооружение светится розовым цветом в рамках месяца борьбы с раком молочной железы — акция проходит, чтобы поддержать тех, кто борется с заболеванием, и повысить осведомленность людей. В июне 2016 года на башне появилась иллюминация радужного флага в поддержку ЛГБТ после массового убийства в гей-клубе в американском Орландо. Во время Чемпионата Европы по Футболу 2016 года на башне появлялись иллюминации в виде флагов стран-участниц.

Сегодня Эйфелева башня — символ Парижа и одна из самых популярных достопримечательностей в мире. Ежегодно ее посещают более шести миллионов человек, однако впечатляющую статистику подпортила пандемия коронавируса — в 2020 году сооружение увидели только 1,16 миллиона туристов. Посетителям предлагают погулять по соседним садам, подняться на разные уровни, насладиться панорамным видом на город и пообедать в ресторане. Самый дорогой билет обойдется в 26,1 евро (чуть более двух тысяч рублей). Сэкономить можно, если перемещаться между уровнями по лестнице, а не на лифтах. Башня стала излюбленным атрибутом для фотосессий — туристы «держат» ее на ладони, пытаются ухватить за вершину или ищут по всему Парижу удачные ракурсы, чтобы сооружение оказалось в кадре.

Эйфелева башня со временем превратилась в мировое наследие, появившись в сотнях фильмов. По словам кинокритиков, сооружение всегда виднеется где-нибудь на заднем фоне, если сцена снимается во французской столице. В фильме «Под Эйфелевой башней», что видно из названия, ракурс немного изменили. Башня засветилась и в российском кинематографе — напротив достопримечательности устраивают романтический пикник герои Елены Подкаминской и Венсана Переса в фильме «Кухня в Париже».

Сооружение Эйфеля появилось не только в полном метре, но и в сериалах. Блэр Уолдорф из «Сплетницы» предпочитала прогуливаться вместе с покупками мимо башни или завтракать в ресторане с видом на нее. Достопримечательность постоянно мелькает в недавнем сериале от Netflix «Эмили в Париже» — кадр, где героиня Лили Коллинз стоит в черном платье с бокалом шампанского в руке, разлетелся по всему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх