В России, Армении, Казахстане и Таджикистане начались учения.
При этом, как обращает внимание НГ, охват театров военных действий на «Боевом братстве» гораздо шире: в течение предстоящих трех недель в октябре и 10 дней в ноябре войска ОДКБ будут отрабатывать задачи на юге России, Кавказе и в Центральной Азии. Кроме традиционных военных задач обороны и наступления будут отрабатываться вопросы погашения различных вооруженных конфликтов и организации действий в миротворческих миссиях.
Отмечается также, что впервые в истории ОДКБ в этих маневрах задействовано более тысячи военнослужащих из подразделений войсковой разведки и специального назначения вооруженных сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
«Как сообщил начальник пресс-службы ЮВО полковник Вадим Астафьев, им «предстоит отработать проведение совместной операции по локализации вооруженного конфликта на территории условного государства».
Далее, как отмечает газета, должны пройти более масштабные маневры «Взаимодействия-2017» в Армении, на которых, помимо разведчиков и спецназа армий ОДКБ должны будут действовать специальные контингенты Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) Организации, а также часть сил Объединенной группировки войск Армении и РФ. Следующим этапом с 16 по 20 октября планируются учения с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство — 2017» в Казахстане. И, наконец, завершающим этапом маневров «Боевого братства — 2017» станет учение с КСОР ОДКБ, которое пройдет на территории Таджикистана с 10 по 20 ноября.
Издание отмечает, что Таджикистан — это страна, на территории которой возможны военные конфликты, связанные с экспортом нестабильности из Афганистана, что делает учения войск ОДКБ в этой стране весьма актуальными. Но не менее актуальны, по мнению автора публикации, и учения «Нерушимое братство — 2017», направленные на решение миротворческих задач в государстве, которое не входит в систему коллективной обороны, но которому страны ОДКБ, видимо, хотят помочь.
Как и в прошлом году, согласно официальной версии, замысел «Нерушимого братства — 2017» связан «с подготовкой и ведением операции по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами (КМС) ОДКБ в государстве, не являющемся членом Организации». Таким образом, делает вывод НГ, можно предположить, что в реальности таким государством может быть для ОДКБ и Сирия, и Украина, и любая другая страна, где у членов ОДКБ есть совместные интересы.
Видимо, не случайно в начале сентября, когда обсуждалось предложение России о вводе в зону конфликта в Донбассе голубых касок, заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков заявил, что подразделения КМС уже готовы это сделать, полагает издание. «Если будет принято такое решение, я могу сказать, что миротворческие силы ОДКБ готовы выполнять в полном объеме задачи, которые предусмотрены в рамках операции по поддержанию мира», — сказал Семериков, отвечая на вопрос о том, могут ли миротворцы организации войти в состав миротворческой миссии в Донбассе", — сообщает НГ.
Эксперт издания считает, что учения могут стать подготовкой к участию в миротворческой операции в Сирии. «Премьер-министр Киргизии Сапар Исаков уже высказал готовность обсуждать вопрос о возможности участия его страны в миротворческой операции в Сирии. Надеюсь, такой настрой будет и у других руководителей стран ОДКБ», — говорит он, выражая уверенность, что вопрос участия КМС ОДКБ в урегулировании сирийского конфликта будет поднят на Совете коллективной безопасности, который с участием глав государств ОДКБ пройдет 30 ноября в Минске.
— В ОДКБ главенствующую роль играет Россия, — напоминает эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.
— Россия поставляет оружие, Россия оказывает финансовую помощь этим странам. Поэтому сомнительно, что Украина и Запад согласятся на ввод миротворцев, представляющих военно-политический союз, во главе которого стоит Россия. При этом у нас есть миротворческие силы СНГ, которые объединены организационно, но не военно-политическим союзом. У нас была формула, примененная во время урегулирования юго-осетинского конфликта, и, возможно было бы целесообразно вернуться к той формуле. Тогда от каждой стороны вставлялся свой миротворческий батальон: от Южной Осетии, от Грузии и от России. Кстати, тогда субъектом международного права оказалась Северная Осетия, у которой тоже был свой батальон, отдельный от российского, хотя армия у нас едина.
Впрочем, боюсь, эта формула тоже окажется неприемлемой для Киева, хотя в тех условиях она сработала, несмотря на то, что грузины воспринимали юго-осетин как сепаратистов и чуть ли не как террористов, но, тем не менее, они на это пошли.
Что касается учений, то тут важен такой момент: если будет предложено ввести миротворцев ОДКБ, кто-то скажет, что они типа не готовы к таким операциям, нет отработанной слаженности. Поэтому и были проведены учения, чтобы показать, что войска готовы, чтобы противодействовать такой аргументации. Это как бы козырь в переговорах по будущему формату миротворческой операции.
Хотя какая в итоге формула будет принята, можно только фантазировать. Повторю, тут весь вопрос в согласовании, в том, какая роль будет у республик Донбасса, будут ли они выставлять своих миротворцев. Если нет, значит, и Украина не должна. А Украина будет против России. При этом вариант участия стран ОДКБ без России возможен: Армении, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Претензии могут возникнуть разве что по поводу Белоруссии.
«СП»: — А Как насчет Сирии? Страны ОДКБ могут послать туда свои контингенты?
—Такая информация о том, что якобы Казахстан готов, уже проходила, это было еще на этапе битвы за Алеппо. Правда сразу пришло опровержение от Казахстана. Поэтому я бы говорил об этом с большой осторожностью. Вот возьмем Армению. Там решаются гуманитарные вопросы, поставки сирийским армянским общинам. Но мы то заинтересованы в участии мусульманских республик: Киргизии, Казахстана, Таджикистана. Мы не просто так привлекли в качестве военной полиции чеченцев. У нас, конечно, еще полно своих мусульман: весь Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан, так что мы можем и сами обойтись. Но нам все же выгоднее, если наши союзники по ОДКБ не будут безучастно наблюдать, а потом обращаться к нам, мол, поделитесь опытом борьбы с терроризмом в Сирии. А кто вам мешает его приобрести? Да, Россия такой опыт имеет, Россия воюет, но и вам неплохо было бы подставить плечо.
Пока это только разговоры, а конкретных заявлений о готовности что-то там подписать нет.
«СП»: — Учения «Запад-2017» вызвали буквально истерику на Украине и на Западе. До сих пор раздаются заявления о том, что Россия оставила в Белоруссии часть войск и готовит вторжение. Почему молчат сейчас? Разве не идеальный повод для конспирологии?
— Тут сложнее развивать конспирологию хотя бы потому, что эти учения проводятся в первую очередь на территории России. А Ростовская область — она большая, там же не на границе с Украиной все проходит. Так что я не думаю, что тут будет какой-то шум. Тем более, сейчас проводится множество учений. Недавно в станице Раевской были российско-египетские учения, сейчас в Карачаево-Черкессии проходят российско-пакистанские учения «Дружба-2017». Никакого шума нет, все тихо и спокойно. Наверное, поднимать новый шум — это нести новые затраты. А шумиха вокруг учений «Запад-2017» была проплачена, и отработка этих денег идет до сих пор. А по поводу учений ОДКБ просто заказа не было…
— Цель подобных учений — поддержание боеготовности и отработка взаимодействия вооруженных сил разных государств, входящих в ОДКБ, — полагает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Они проходят регулярно, но всякий раз ставятся наиболее актуальные для текущего момента задачи. Думаю, поводом для данного сценария стала антитеррористическая операция в Сирии, горячая фаза которой, судя по всему, скоро завершится. Велика вероятность того, что сирийское руководство так же, как в свое время пригласило Россию для помощи в уничтожении террористов, пригласит и миротворческие подразделения из других государств для помощи в стабилизации ситуации. Так как Асад опасается ангажированности западных миротворцев, он может пойти на приглашение миротворцев ОДКБ. Кредит доверия, который имеет в Сирии Россия, распространяется и на ОДКБ.
«СП»: — Будут ли во всем этом пытаться искать конспирологию на Украине? А на Западе? Снова заявят о подготовке вторжения?
— Конечно. Брюссель и Киев обязательно обратят внимание на то, что часть учений пройдет в Ростовской области, и «не заметят», что учения продолжатся в Армении, Казахстане и Таджикистане.
«СП»: — Возможно ли участие миротворцев ОДКБ в миротворческой миссии в Донбассе? В Киеве уже заявили, что не пустят россиян. А другие страны организации?
— Украина не входит в ОДКБ и поэтому вряд ли пригласит миротворцев из ОДКБ на свою территорию. Да и Россия, выступая с инициативой об участии миротворцев в урегулировании конфликта в Донбассе, ведет речь о «голубых касках» ООН.
«СП»: — Вопрос участия КМС ОДКБ в урегулировании сирийского конфликта будет поднят на Совете коллективной безопасности, который с участием глав государств ОДКБ пройдет 30 ноября в Минске. Возможно ли это? Пошлют ли другие страны своих военных защищать интересы России в Сирии?
— Российские военные в Сирии защищают не только интересы России и Сирии, но и интересы своих союзников по ОДКБ. Угроза терроризма, исходящая с Ближнего Востока, актуальна и для стран — членов ОДКБ, в первую очередь, для Таджикистана и Казахстана. Спрятаться за спинами других сейчас — значит, в трудный момент оказаться в одиночестве.
Свежие комментарии