На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темафон

1 059 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aryan
    Это НЕ НАШ СВЯТОЙ И НЕ НАШ ПРАЗДНИК!!Святой Валентин г...
  • Aryan
    Святой Валентин не различал гейлюбовь от гетеро! В то время на западе это было в порядке вещей! Он венчал ВСЕХ,по это...Святой Валентин г...
  • Игорь
    По предварительным данным, разведборт А-50 был уничтожен в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и пропал...Что известно на д...

Скидка на газ для Сербии: Нужно большее, нежели разговоры о дружбе

Сербия успешно играет роль главного союзника России на Балканах и на основании этого ожидает существенных скидок на газ
Природный газ. Иван Шилов © ИА REGNUM
Татьяна Стоянович

Пока готовится встреча лидеров России и Сербии Владимира Путина и Александра Вучича, и сербская, и российская сторона повышают ставки перед предстоящими переговорами о цене на газ. Об этом ИА REGNUM рассказал российский политолог, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Напомним, что ранее президент Сербии Александр Вучич заявил о том, что его страна не сможет платить за газ $790 за 1000 кубометров, сколько получается по той формуле, которую предлагает российская сторона — 30% привязки к нефтяным ценам и 70% биржевой стоимости. Поэтому он намерен приехать в ноябре на встречу к Владимиру Путину, чтобы договориться с ним о существенной скидке для Сербии.

«Сербская сторона надеется на то, что у неё будет самая низкая цена на газ в Европе, намекая, что при современных реалиях они будут получать газ по $200 за 1000 кубометров. А российская сторона в свою очередь намекает на то, что будет обычная европейская цена в районе $700 за 1000 кубометров. Понятно, что и одно, и другое, скорее всего, крайние варианты, а на самом деле будет что-то посередине», — рассказал Юшков.

По мнению политолога, на какой цене стороны в итоге остановятся, будет зависит от того, как завершатся переговоры Путина и Вучича — если они успешно договорятся, Сербия получит довольно большую скидку. Это значит, что она будет покупать газ по $250-$300 долларов за 1000 кубометров, полагает Юшков.

«В таком случае Сербия будет продолжать играть роль некого российского союзника на Балканах. Сербы успешно умеют это изображать, но неизвестно, попросят ли от них реальных действий, и согласятся ли они действительно что-то делать в этом плане. Конечно, когда дело доходит до скидок, до каких-то экономических бонусов, инвестиций, то сербы, как и любые другие славянские народы, умеют хорошо изображать дружбу и братство. Но российская политика становится всё более прагматичной и требует каких-то действий, а не просто разговоров о дружбе», — рассказал эксперт.

Юшков не исключил, что сербской стороне во время переговоров могут предложить или продать какие-то активы российским компаниям, или какой-то другой вариант, который потребует «более активной демонстрации дружбы и братства». «В этом случае, если сербская сторона согласится, тогда да — мы даем ей скидку», — добавил политолог.

«В последние годы у России четкая направленность — мы готовы предоставлять вам скидки, но вы должны их отрабатывать. А не как в 1990-е годы, когда мы давали скидки, а страны, пользующиеся ими, в лучшем случае ничего про нас не говорили, а в худшем за наши деньги еще и поливали нас грязью или отнимали наши активы. Поэтому посмотрим, что будет дальше. Всё будет решаться именно на переговорах двух лидеров», — сказал Юшков.

Эксперт напомнил, что примерно до 2014 года существовала практика давать скидку на покупку газа тем странам, через территорию которых идет российский газопровод. Поэтому подобные обещания получили и Болгария, и Сербия, и Венгрия при планировании «Южного потока», добавил он.

«Трубопровод должен был проходить через Чёрное море, выходить в Болгарию. Этот маршрут частично и реализован — из Болгарии в Сербию, из Сербии в Венгрию и дальше в Австрию. В этом плане у сербов переговорная позиция хорошая. Они могут сказать — вот, раньше мы так договаривались, мы не отказались, мы не бросили вас. Но они не отказались и не бросили потому, что на них особо и не давили. Давили на болгар. Первой по течению страной в «Южном потоке» была Болгария. На нее все и давили, она и прогнулась, и подорвала этот проект. До Сербии просто не дошло. Если бы Болгария выдержала, дальше давили бы на Сербию».

Юшков считает, что этот момент Сербия может использовать в переговорах, но Россия в принципе от подобной практики отходит — Болгария не получила никакой скидки, а с Турцией этот вопрос даже не стоял.

Эксперт отметил, что сербский участок газопровода «Балканский поток», который является продолжением «Турецкого потока», действительно важен в стратегическом плане для России.

«Подписан договор с Венгрией, с 1 октября газ в Венгрию поступает именно через Сербию. Газпром обязан 3,5 миллиарда кубометров газа ежегодно отгружать на сербско-венгерской границе. Раньше Венгрия получала транзитом исключительно через Украину, и точка приема была на украинско-венгерской границе. Сейчас она перенесена. Поэтому Сербия является важным звеном в транзите, но отказаться от транзита Сербия и не может», — рассказал Юшков.

Политолог уточнил, что у Сербии с Газпромом подписан контракт на транзит, но заканчивается контракт на поставку газа. Поэтому здесь Белград не может обуславливать один контракт другим, добавил он.

Отвечая на вопрос, может ли сербский участок газопровода обеспечить условия для полного отказа от транзита через Украину, Юшков отметил, что фактический весь «Турецкий поток», который переходит в так называемый «Балканский поток», полностью достроен и заполнен. Поэтому все поставки газа в обход Украины, скорее всего, будут перенаправлены на «Северный поток — 2», предположил эксперт.

«В плане «Турецкого потока» фактически всё завершено. Только Молдавия всё еще не снабжаются через «Турецкий», т. е. «Балканский» поток. Вся Турция снабжается через «Голубой поток» и «Турецкий поток». Болгария, Греция, Северная Македония, Румыния, Сербия, Венгрия и Хорватия — все эти страны снабжаются через южную трубу. Если там что-то останется, из Венгрии газ будет попадать в Австрию. С Молдавией, у которой 30 сентября закончился долгосрочный контракт с Газпромом, в данный момент ведутся переговоры. Видимо, одно из условий, которые Газпром обсуждает с Молдавией — это вопрос переноса точки сдачи-приемки. Чтобы газ не через Приднестровье шел (в этом случае транзит идет через территорию Украины — ИА REGNUM), а через юг, и заходил со стороны Болгарии и Румынии. Сейчас у Газпрома и Молдавии месячный контракт. Этот месячный контракт полностью привязан к спотовым ценам в Европе. У них было по $250 за газ, а за октябрь получилось $700. Это стимулирует Молдавию быть более решительной, когда речь идет о заключении долгосрочного договора», — подытожил Игорь Юшков.

РОССИЯ ВРЯД ЛИ СОГЛАСИТСЯ НА «БЕЛОРУССКИЙ СЦЕНАРИЙ» ДЛЯ СЕРБИИ

Сербии нужно очень хорошо подумать над тем, какую формулу формирования цены на газ требовать от России

С точки зрения экономики, предложенная российской стороной цена газа для Сербии не столь уж высока. Так ИА REGNUM прокомментировал заявление президента Сербии Александра Вучича о том, что его не устраивает предложенная Россией цена газа на будущий год, заместитель директора фонда «Институт энергетики и финансов» (Москва) Алексей Белогорьев.

Напомним, что ранее президент Сербии Александр Вучич заявил о том, что Белград не может оплачивать газ по предложенной Москвой цене в $790. Поэтому Вучич намерен в ноябре встретиться с президентом России Владимиром Путиным и рассмотреть возможность получения для Сербии более выгодного предложения по газу. Об этом он рассказал гражданам Сербии в эфире телеканала Prva.

«Если к вопросу формирования цены газа походить с точки зрения справедливого ценообразования, то она определяется не волюнтаристски, а на основании достаточно сложных формул, где может быть разная привязка. В контрактах Газпрома сейчас привязка к нефтепродуктам осталась примерно на уровне 15% от общих поставок газа в Европу. Остальное либо спотовые, либо форвардные индексы европейских хабов. Формула, которую озвучивал Вучич — это 70% хаб и 30% нефтяная привязка. В этой формуле доля нефти даже выше, чем в среднем по поставкам Газпрома в Европу. Для поставок в Германию или Италию сейчас почти стопроцентная биржевая цена», — пояснил эксперт.

Цена должна пересматриваться раз в квартал или раз в полгода исходя из реальной биржевой динамики, продолжил Белогорьев. Цены в данный момент очень высокие, и они останутся на таком уровне до марта, особенно если будет холодная зима, полагает эксперт. Поэтому можно сказать, что, несмотря на снижение цен, которое ожидается в апреле, средняя годовая цена газа в 2022 году будет выше, чем в 2021 году, добавил он.

«Если исходить из справедливого ценообразования, стоимость газа для Сербии не такая высокая, как для всех остальных стран», — отметил Белогорьев.

Тем не менее, продолжил эксперт, на определение цены газа влияет и ряд политических моментов.

«Отношения между Россией и Сербией особые, в том числе в газовой отрасли. Только что завершено строительство балканского газопровода. Поэтому не исключено, что будет достигнута договоренность о какой-то фиксированной стоимости. Но если сохранить формулу с плавающим ценообразованием, в любом случае нельзя предсказать, какая будет в следующем году цена газа для Сербии. Цены на нефть сейчас высокие, и, скорее всего, вряд ли они обрушатся в обозримой перспективе. Биржевые цены на газ, по крайней мере до весны, останутся высокими», — рассказал Белогорьев.

Эксперт предположил, что очень сложно будет держать цену на уровне, который Вучич обозначил как желательный — $500 за 1000 кубометров газа. Единственным шансом было бы подписание договоренности о фиксированной цене для Сербии, какая, например, существует с Белоруссией, допустил он.

«Но при этом надо отметить, что расчет стоимости газа для Белоруссии тоже основывается на формуле. Просто она привязана не к европейским хабам или к нефти, а к цене российского газа в Ямало-Ненецком округе плюс транспортные расходы. Цены в России фиксированные, они меняются не часто, поэтому получается фиксировать цену на весь год. Но она тоже имеет какую-то свою формулу. Я с трудом представляю, что Газпром согласиться с тем, чтобы привязать цену газа для Сербии к российским внутренним ценам, как в случае Белоруссии. Должна быть какая-то привязка к внешним индексам».

При этом Белогорьев отметил, что Сербия должна очень внимательно учитывать все тонкости ценообразования на газ, чтобы извлечь для себя выгоду в долгосрочной перспективе. Если, например, на сто процентов привязать цену к нефти, как это было в прошлом, в 2022 году газ для Сербии точно будет дешевле, полагает эксперт.

«Но, как я понимаю, речь идет о долгосрочном контракте. А как поведут себя биржевые цены в 2023 году, никто не знает. Совсем не очевидно, что в 2023 году привязка к нефти будет выгоднее, чем привязка к биржевым ценам. Колебания сейчас очень большие, и все может перевернуться на 180 градусов. Известны значительные периоды, когда стоимость поставок Газпрома с нефтяной привязкой была выше, чем стоимость поставок по споту. Общее ожидание, что волатильность биржевых цен на газ будет очень высокой в ближайшие годы. Здесь Сербии очень сложно угадать, что выгоднее. Если есть задача снизить цены в 2022 году, то, наверное, нужно делать стопроцентную привязку к нефти. Но в более долгосрочной перспективе это может быть рискованно и Сербия может получить более высокие цены, чем соседние страны», — пояснил Белогорев.

Эксперт отметил, что сам факт существования Союзного государства России и Белоруссии гарантирует особый подход при формировании цены газа для Минска. Тем не менее белорусы этой ценой всё равно недовольны, и в рамках создания общего рынка газа Евразийского союза они хотят её снизить, добавил он. В случае Сербии это не получится, так как Сербия для России в любом случае — внешний рынок, и отношения с ней совсем другого рода.

«Но это близкие отношения, и я считаю, что Газпром может пойти на уступки. Главный вопрос — как рассчитать формулу. Это нетривиальная проблема, потому что вплоть до этого года привязку к биржевым ценам требовали потребители. Я подозреваю, что Сербия тоже на этом настаивала. Это было выгоднее, чем поставки по нефти. В этом году ситуация перевернулась вверх дном. Но я не уверен, что она продлиться долго. Сейчас на рынке сформировался ценовой пузырь, это очевидно, цены совершенно ненормальные. Они и летом были неадекватно высокие, в середине года было $600 за 1000 кубометров. Поэтому то, что имеем сейчас, в принципе не может долго продолжаться», — считает эксперт.

По мнению Белогорьева, цены вернутся на прежний уровень, но это зависит не только от европейского рынка, хотя о нем очень много говорят.

«Цены в основном отражают ценовые индексы в Азии. Реальная точка ценообразования на газ сейчас находится в Северо-Восточной Азии — Китай, Япония, Южная Корея, где основной рынок сбыта сжиженного газа. Цена в Европе зависит от того, как там будет развиваться ситуация. Но общее ожидание, что будет снижение цены, и очень резкое, так как пузыри лопаются очень жестко», — резюмировал эксперт.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх