Генеральная прокуратура Украины переквалифицировала уголовное дело о крушении Boeing в Иране и теперь считает его не нарушением правил эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем гибель людей, а умышленным убийством двух и более человек и уничтожением самолета. Как сообщается на сайте ведомства, решение о переквалификации дела было принято по результатам обработки данных по крушению самолета, а также с учетом того, что Иран признал вину в ракетном ударе по лайнеру.
Офис президента Украины Владимира Зеленского опубликовал в Facebook фотографии обломков самолета. Фото, видео и другие материалы переданы украинским специалистам, которые участвуют в расследовании авиакатастрофы. В офисе Зеленского выразили мнение, что благодаря собранным данным расследование должно пройти объективно и в сжатые сроки.
После консультации с украинскими специалистами и телефонного разговора с президентом Ирана Хасаном Рухани, который уже состоялся, Зеленский намерен выступить с обращением к народу Украины.
Секретарь Совета национальной безопасности (СНБО) Украины Алексей Данилов в интервью Украинской службе ВВС заявил, что украинская сторона обладала доказательствами ракетного удара по самолету еще до заявлений международных партнеров страны и признания самого Ирана.
В частности, по словам Данилова, в Киев поступала информация от украинских экспертов из Тегерана. "Специалисты нашли доказательства того, что это была ракета. С большой вероятностью мы знаем название этой ракеты, знаем, когда ее купили иранские власти и знаем, у кого ее купили", - сказал секретарь СНБО. Ранее среди версий причин крушения самолета в СНБО называли попадание российской ракеты ЗРК "Тор".
По мнению Данилова, именно наличие этих доказательств, а также публичные заявления о том, что это могла быть ракета, повлияли на позицию Ирана. Напомним, до сегодняшнего дня Исламская Республика отрицала, что украинский самолет был сбит ракетой и настаивала на версии технической неисправности, в частности говорилось о возможном возгорании двигателя.
Данилов добавил, что на фото, которые обнародовал офис президента Украины, четко видно, что ракета попала в кабину пилота. "Мы считаем это уже доказанный факт, и поэтому те переговоры, которые должны были вести наши летчики - они прекратились сразу. Они, к сожалению, погибли сразу после первого удара", - сказал секретарь СНБО. На этих же фото видны отверстия от выхода поражающих элементов.
Данилов сообщил, что 30% тел погибших уже идентифицированы. Ориентировочно 20-21 января их вернут на Украину. Он добавил, что расследование катастрофы продолжится, Украина будет настаивать на привлечении к ответственности виновных в уничтожении самолета с пассажирами. Данилов также выразил уверенность в том, что Иран выплатит компенсацию семьям погибших и стоимости самолета.
Между тем журналист The New York Times Кристиан Триберт в субботу опубликовал в
11 января, спустя три дня после крушения Boeing, Иран признал, что пассажирский лайнер был принят за вражеский объект и по ошибке сбит системой ПВО страны, но не преминул возложить часть вины на США, чьи военные самолеты активизировали полеты после обстрела Ираном американских баз в Ираке. Корпус стражей исламской революции (КСИР) взял на себя ответственность за сбитый Boeing, уточнив, что оператор системы ПВО действовал самостоятельно из-за отсутствия связи с командованием, и у него было 10 секунд на принятие решения.
Президент Ирана пообещал продолжить расследование и привлечь к ответственности виновных. Украина потребовала от Ирана полностью признать вину: принести извинения на дипломатическом уровне, выплатить компенсации семьям погибших, вернуть тела жертв катастрофы на родину. В сбитом "боинге" находились 176 человек - 167 пассажиров из Ирана, Украины, Канады, Германии, Швеции и Афганистана и девять членов экипажа.

По словам Хаджизаде, "цель" находилась на расстоянии 19 километров, и у оператора системы ПВО, который действовал самостоятельно из-за прерванной связи с командованием, было 10 секунд на принятие решения. В итоге он сделал "плохой выбор", приводит слова Хаджизаде РИА "Новости". Он добавил, что военные предписывали прекратить воздушное движение на время ударов по американской базе в Ираке, но это требование не было выполнено.
Командующий ВКС КСИР признался, что "захотел умереть, когда услышал о крушении украинского самолета, чтобы не быть свидетелем этой трагедии" (цитата по ТАСС). Тот факт, что авиационные власти Ирана сначала отрицали ракетный удар по пассажирскому лайнеру, Хаджизаде объяснил тем, что Генштаб ВС страны, узнав в тот же день о причинах крушения Boeing, не уведомил об этом руководство гражданской авиации. По словам генерала, Генштаб не пытался скрыть причину крушения, но хотел провести расследование.
Ранее в субботу Генштаб ВС Ирана признал, что самолет "Международных авиалиний Украины" был сбит ракетой вследствие "непреднамеренной человеческой ошибки", так как оказался в непосредственной близости от одного из военных объектов КСИР.
В Генштабе отметили, что авиакатастрофа произошла через несколько часов после ракетных ударов ВС Ирана по военным базам США в Ираке, в результате которых значительно увеличилось количество полетов американских военных самолетов. Удары по базам были ответом Ирана на убийство иранского генерала Касема Сулеймани по личному приказу президента США Дональда Трампа.
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что "человеческая ошибка", приведшая к авиакатастрофе, была допущена в кризисный период из-за "авантюризма" США. Президент Ирана Хасан Рухани добавил, что ВС страны были приведены в полную боевую готовность "в условиях поступавших со стороны американского режима-агрессора угроз и запугивания иранской нации".
Председатель верховного суда Ирана Эбрахим Раиси в субботу распорядился ускорить расследование по сбитому Boeing. Судебным органам ВС поручено в кратчайшие сроки собрать документы Генерального штаба, КСИР Организации гражданской авиации, а также получить разъяснения со стороны официальных лиц.
Верховный лидер Ирана Али Хаменеи поручил провести экстренное заседание Высшего совета национальной безопасности, обнародовать информацию о причинах катастрофы и результаты расследования.
Черный ящик сбитого самолета отправят на расшифровку во Францию
Записи с бортового самописца украинского Boeing отправят для расшифровки во Францию, так как у Ирана нет необходимых технологий, сообщил глава отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резаифар. По его словам, Тегеран просил Канаду, Францию и США предоставить необходимое для расшифровки черных ящиков оборудование, однако ответа не получил.
После этого Иран попросил Украину, Швецию, Великобританию, Канаду и США отправить самописец в независимую лабораторию, и все пять государств выбрали Францию, у которой есть соглашение с Исламской Республикой по расшифровке данных с черных ящиков. Резаифар отметил, что решение об отправке устройства во Францию было принято до того, как Тегеран официально признал вину за сбитый самолет, передает агентство IRNA.
Телерадиовещательная корпорация IRIB со ссылкой на источник в Организации гражданской авиации Ирана, сообщает, что окончательное решение об отправке черного ящика за границу еще не принято.
МВД Украины в свою очередь передало иранской стороне образцы ДНК родственников погибших в катастрофе. Киев ожидает от Тегерана идентификации тел погибших и их возвращение на родину. Образцы также направлены украинским экспертам, которые работают на месте происшествия.
Свежие комментарии