Ввиду последних событий, как-то не получается вспомнить об успехах украинской оборонки без неприятного подтекста. Но не всегда же так было! В первые годы независимости, страна с переменным успехом использовала развитый военно-промышленный комплекс, доставшийся от ушедшего СССР. Помимо набившего оскомину танка «Оплот», били иные проекты – менее масштабные, но частично более успешные.
Например, БТР-94.
Доставшийся Украине оборонный комплекс был палкой о двух концах: с одной стороны – специалисты и готовые заводы, а с другой – производители важных комплектующих, которые оказались заграницей, и превратились в конкурентов. В этих условиях наилучшим решением была модернизация имеющиеся шасси с помощью своих разработок, примером которой служит БТР-94.

В 1994 году на заводе им. Малышева выпустили модернизированный БТР с новым боевым модулем. В основе транспортера был хорошо известный БТР-80 из Нижнего Новгорода. В то время в России представили новый БТР-90, от которого после испытаний отказались. Украинцы пошли несколько иным путем, создавая машину исключительно на экспорт. Используя шасси БТР-80, коих в стране было более 400, машину максимально насытили теми агрегатами, которые могли производить своими силами. Из этого резерва было решено взять доноров для модернизации.
Конструкция
Внешне машина походит на БТР-82, но есть различия. За основу взяли корпуса «восьмидесяток», в которых увеличили погон башни, что бы вместить новый боевой модуль БАУ-23-2. Дистанционно управляемый орудийный комплекс состоит из двух скорострельных пушек 2А7М (которые используются в ЗСУ-23-4 «Шилка»), спаренных с пулеметом ПКТ. Скорострельность основных орудий составляет 850 выстрелов в минуту. При этом, в ленте находится лишь двести снарядов. Боезапас спаренного пулемета стандартный для подобного случая – 2000 патронов. Основной прицел – 1ПЗ-7-23. Этот модуль намеренно сделали с большим погоном: помимо семейства советских БТР, его пытались предложить за рубеж – для установки в БМП Ratel из ЮАР, но что-то не задалось.

Модуль получил радары для обнаружения наземных и воздушных целей: наземную можно зафиксировать на расстоянии 20 км, а воздушную – до 30. Прибор ночного видения стал более эффективным, а СУО получила лазерный дальномер. Кроме того, в модуле установлена видеокамера с каналом передачи изображения в штаб. Для маскировки машины установили шесть дымовых гранатометов.

Компоновка осталась неизменной, как и экипаж: водитель, наводчик и механик-водитель. В остальном, все преимущества БТР-80 сохранились – защита от оружия массового поражения, колесная формула и бронирование. Хотя последнее планировали нарастить с помощью бортовых и лобовых экранов, устанавливаемых по желанию заказчиков.

Восьмицилиндровый дизель КамАЗ заменили более мощным многотопливным V12 УТД-20, мощностью в 300 сил. С ним несколько выросла максимальная скорость и приемистость – несмотря на дополнительные 200 килограмм веса.
Эксплуатация
Украинские ВС, которые в середине 1990-х годов переживали не лучшие времена, не проявили интереса к обновленной машине, довольствуясь парком советских БТР-70\80. После того, как машину показали на нескольких оружейных выставках, удалось найти первого и последнего заказчика. В период с 1999 по 2000 года был выполнен контракт на 50 машин для армии Иордании, стоимостью в 9,4 миллиона долларов. Правда, здесь было все более чем плохо: контракт задержали на три месяца, а 45 поставленных машин оказались с разными производственными дефектами. Дабы сгладить назревающий конфликт, украинцы «подарили» Иордании дополнительные полгода гарантии.

А уже в 2004 году иорданцы отдали все машины в обновленную маленькой победоносной войной Национальную гвардию Ирака. Контракт на производство БТР-94 стал первым примером украинских разработок, исходящих из ограниченных ресурсов, которые усугубляли свое положение некачественной реализацией.

Свежие комментарии