«Звезды», слава которых совершенно не соотвествует их заслугам, — вовсе не новое явление в культуре. Просто раньше не было профессиональных пиарщиков и Instagram.
На отечественном телевидении произошло уникальное событие: в рамках развлекательного канала ТНТ-4 был запущен, пусть и всего на один день, проект «Бузова-ТВ», целиком посвященный творчеству этой девушки.
Что примечательно, премьера состоялась 1 апреля. Но судя по тому, как информация о ней разнеслась по интернет-ресурсам, очень многие восприняли новость всерьез. И это само по себе говорит о многом.ТНТ-4 в нынешнем году уже прославился скандальным шоу «Деньги или позор» и, похоже, решил сделать эпатажный юмор на грани фола своим фирменным стилем. Только на это шоу приходили люди с крепкой психикой, понимающие законы жанра. Чего явно не скажешь об Ольге Бузовой, которая чересчур серьезно относится к своему непростому пути в шоу-бизнесе, то и дело срываясь на слезы и откровения в духе «я просто хочу, чтобы меня любили». Но именно в этой болезненной непосредственности и искаженном восприятии своих талантов кто-то весьма расчетливый разглядел некий шарм — и раскрутил проект «Ольга Бузова» до звания «золотой контент», как выразился директор ТНТ-4 и бывший резидент Comedy Club Гавриил Гордеев.
Бузова — и модель, и певица, и актриса, и писатель, и дизайнер, и блогер… В общем, не девушка, а явление. Однако вовсе не новое, как бы ее пиарщики ни убеждали нас в обратном.
В размышлениях о том, кого же из прошлых эпох напоминает заслуженная дива «Дома-2», вспоминается рассказ Чехова «Пассажир 1-го класса». Там талантливый, но никому не известный инженер Крикунов исповедуется соседу по купе о своих разочарованиях, сетуя, что публике нужны шуты, а не достойные и выдающиеся люди. Из его рассказа следует, что он сам немало поспособствовал краху своей карьеры, когда связался с некой «певичкой» из провинции, затмившей собственной славой все его проекты. А Крикунов для обывателей остался не более чем «Ее любовником».
Удивляет ли это кого-нибудь в наше время? Да нисколько, мы сами знаем звезд «Дома-2», но совершенно не в курсе, кто в нашем городе является лучшим инженером, архитектором или педагогом. И мы не удивляемся новости о личном канале Бузовой, а про запуск канала, посвященного выдающемуся ученому, врачу, писателю современности, никогда и не слышали.
Но вот интересный вопрос: почему же герой рассказа, с его презрением ко всему низменному и пошлому, связался с «кокоткой», а не с умной, образованной дамой? Видимо, потому что сексуальная привлекательность и артистизм в области алькова оказались для него важнее интеллектуальных бесед об искусстве. К тому же убогий внутренний мир любовницы льстил его уязвленному самолюбию. Следовательно, герой рассказа сам сделал выбор, пожертвовав славой и репутацией в пользу затейливого романа и лелея свою непризнанность.
Чеховская героиня выглядит практически прямым духовным предком как Бузовой, так и всех девушек из «Дома-2», «Фабрики звезд», «Каникул в Мексике» и тому подобных ошибок культурной эволюции: «вся же прелесть ее „искусства“ заключалась в том, что она дрыгала, когда нужно было, ногой и не конфузилась, когда к ней входили в уборную».
Понятно, что основой популярности Бузовой является провокационный стиль и доходящая до вульгарности откровенность — как в нарядах, так и в высказываниях. Ее коллеги по жанру — Ксения Бородина, Виктория Боня, Алена Водонаева — вообще практически превратились в ожившие картинки «пин-ап». Это очень хорошо продается в наше время, поэтому «звезды» не жалеют инвестиций в силиконовые бюсты, гиалуроновые губы и ботоксные лбы, стараясь при этом появляться на публике максимально раздетыми.
Но Бузова все же отличается имиджем дерзкой и в то же время чувствительной девчонки, которая, если послушать ее саму и фанатов, чуть ли не мир изменила. Однако, как мы убедились, это далеко не так — подобные типажи в сфере культуры были всегда, и действительно оказывались известнее тех, кто вел к прогрессу и культуру, и всю общественную жизнь. Правда, время обычно расставляет все по местам, и теперь мы хорошо знаем ученых, политиков и деятелей искусства минувших эпох, а вот «певички, акробаты и шуты» канули в Лету. Хотя на их собственный век славы и дивидендов им хватало.
О Бузовой, как и многих других «звездах», нередко говорят: ее можно любить или ненавидеть, но нельзя оставаться к ней равнодушным. Это тоже не совсем верно. Весь ее образ, который, несомненно, кропотливо создается и поддерживается профессионалами, привлекает, возбуждает, раздражает, но не задевает за живое. В том числе и потому, что подобные персонажи в истории появлялись не раз — только тогда не было интернета и «Инстаграма», чтобы их должным образом «раскрутить». Например, ныне почти забытая Ирина Салтыкова, схожая с Ольгой и образом, и уровнем вокала, и мерзавцем-мужем в анамнезе, тоже вполне могла стать культурной революционеркой и иконой молодежи.
А Бузова тем временем пытается поймать волну глобальных тенденций (недавно на первой в своей карьере пресс-конференции она заявила о выпуске новой валюты под названием «бузкоин») и стремится выйти на «мировой уровень». «Феномен» ее личности уже на полном серьезе обсуждают деятели культуры и психологии. Но на самом деле это никакой не феномен, а всего лишь одно из проявлений успешного и изощренного маркетинга — двигателя нынешней культурной эпохи.
Людмила Семенова
Свежие комментарии